Интервью Почему звёзды мирового кино не едут на ММКФ?
Персоны
В столице открылся 35Московский международный кинофестиваль. Фильмом открытия стала картина "Война миров Z", где главную роль исполнил Брэд Питт, который лично прибыл в Москву на премьеру. Однако, несмотря на приезд звезды такой величины, программа этого года не столь примечательна – среди 16 отобранных в конкурс картин нет работ мегарежиссеров, нет и кинозвезд. Как сделать Московский кинофестиваль более статусным? Зачем фестивалю нужны эксперименты? И какие картины нельзя пропустить? Об этом культурный обозреватель радио "Вести ФМ" Антон Долин беседовал с российским кинокритиком Андреем Плаховым.
Долин: Здравствуйте, у микрофона Антон Долин. И, разумеется, тема нашей сегодняшней дискуссии связана непосредственно с Московским международным кинофестивалем. И в команду отборщиков вернулся Андрей Плахов, который не раз занимался отбором фильмов на Московский фестиваль. И Андрей сегодня у нас в студии, и мы с ним поговорим о том, что за фильмы, что за программы представлены в этом году. Андрей, привет.
Плахов: Приветствую.
Долин: Первый вопрос из числа вечных, но с него трудно не начать. Происходит ли что-то в изменении вот этого парадоксального статуса Московского фестиваля и большего соответствия программ этому статусу? Потому что есть статус главного международного фестиваля в России, и, видимо, так оно и есть, и по объемам финансирования и просто внимания, и внимания прессы, и внимания публики, особенно в Москве, с одой стороны. С другой стороны, там конкурсную программу, например, основную критикуют каждый год все кому не лень, и главное, ситуация сохраняется. А именно то, что те фильмы, которые отбираются в этот самый конкурс, там 15-20 картин, потом практически ни одна из них не выходит в российский прокат, и на фестивале так все оно и умирает. Изменяется ли как-то, есть ли какая-то динамика в этой ситуации, и нужна ли она? Или мы обречены на то, чтобы всегда так оно и было?
Плахов: Поскольку я наблюдаю за жизнью Московского фестиваля уже достаточно давно, и не просто наблюдаю, но и участвую в ней, то могу сказать следующее. Если говорить в глобальном временном масштабе, то мне кажется, что тот период, когда Московский фестиваль имел шанс выйти за пределы своей ниши и подняться на уровень, ну скажем, если не Каннского фестиваля, то хотя бы Венецианского, Берлинского, в общем, важнейших фестивалей Европы.
Долин: Большого международного фестиваля, заметного во всем мире, а не только внутри страны, где проводится.
Плахов: Да. К сожалению, это время прошло, а это время было упущено. Последний такой шанс Московский фестиваль имел в конце 80-х – начале 90-х годов, когда рынок фестивальный еще не был столь жестко распределен, а Россия была одной из стран, от которых чего-то ожидают и в кинематографическом смысле, и вообще. Сейчас интерес к России гораздо ниже в этом смысле, практически на нуле. А что касается распределения фестивального рынка, или так можно сказать: фестивального рейтинга, что ли, он уже произошел за эти годы, и сегодня что-то изменить резкими движениями, на мой взгляд, абсолютно невозможно. Единственное, что возможно, это делать некие плавные поступательные движения для того, чтобы все-таки попытаться сделать программу как можно более достойной, и чтобы она находилась на определенной уровне, ниже которого собственно она, как правило, не опускается, хотя, естественной, бывает там вот лучший год, хуже и так далее.
Долин: Ну, вот ты говоришь "достойный". Но достойный чего? Достойный того, чтобы отборщики, отдельные критики сказали, что эти фильмы действительно неплохие, это одно дело. Другое дело, что все мы знаем прекрасно, и ты, и я – мы знаем, что кино – это рынок, рыночный продукт, кино – это то, что продается и покупается. И во всем мире это относится в равной степени к голливудскому или окологолливудскому массовому кино и к арт-кино, к кино как искусству. И все фильмы конкурсов там крупнейших фестивалей, они тоже участвуют в некоем рынке, они тоже продаются и покупаются, показываются в кинотеатрах, приносят какие-то деньги, больше или меньше. Вот фильмы, которые показываются, например, в конкурсе Московского фестиваля, они существуют просто вне рынка, во всяком случае в России. То есть наш рынок этим не интересуется, и говорить о том, что Московский фестиваль дает толчок этим фильмам, чтобы они на какие-то другие рынки вышли, тоже не приходится. Эта ситуация тоже необратима, как тебе кажется?
Плахов: К сожалению, ситуация становится хуже и в самом общем смысле, потому что рынок арт-кино или авторского кино, как угодно называется, в России сужается. Сегодня покупается все меньше фильмов и выпускается все меньше фильмов, даже таких, которые становятся событиями Каннского и других фестивалей. Если же, предположим, речь идет о ситуации в Локарно, видели ли мы когда-нибудь хоть один фильм, или там можем ли припомнить там два-три заметных фильма, которые были показаны после фестиваля в Локарно? Наверное, можем, но это исключение из правила.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью