Картинка

Интервью Россияне не привыкли копить деньги

17 августа 2013, 13:01

Персоны

По данным социологов, лишь 32% россиян имеют сбережения. Больше других склонны к накопительству пожилые россияне (38%), лица с высшим образованием (39%) и высокими доходами (43-45%). Среди 63% респондентов, не имеющих накопления, преобладают россияне моложе 35 лет (66-68%). Согласно исследованию, откладывают деньги в основном на покупку недвижимости (29%), "на всякий случай" (27%) и на черный день (22%). Социологи отмечают, что с 2010 года выросло количество людей, копящих на отдых и путешествия (с 13% до 18%). Меньше всего россиян готовы копить на открытие собственного бизнеса (6%) и на инвестиции (для получения процентов, дивидендов) - 4%. Эту тему Елена Щедрунова в эфире "Вестей ФМ" обсудила с доцентом кафедры экономической социологии Университета Высшей школы экономики Дилярой Ибрагимовой и начальником отдела управления активами компании KFS Романом Андреевым.


Щедрунова
: Здравствуйте. У микрофона Елена Щедрунова. Говорим сегодня о том, на что наши сограждане деньги копят и на что они эти деньги тратят, и главное - насколько разумно они занимаются накоплением и тратами. У нас в студии доцент кафедры экономической социологии Университета Высшей школы экономики Диляра Ибрагимова. Диляра, здравствуйте.

Ибрагимова: Здравствуйте.

Щедрунова: И начальник отдела управления активами компании KFS Роман Андреев. Роман, здравствуйте.

Андреев: Здравствуйте.

Щедрунова: Итак, ВЦИОМ опубликовал опрос, согласно которому доля россиян, у которых есть накопления, она в последние годы не меняется, подтвержден этот факт, только треть наших сограждан имеют накопления. И в основном это люди такого уже солидного возраста, и больше всего имеют накопления люди с доходами выше среднего, что логично. Когда у тебя доходы ниже среднего, в общем-то, и откладывать, даже если хочешь, невозможно. Тем не менее, то, что вот эта доля - 32 процента, вот по последним опросам ВЦИОМ, всего тех, кто все-таки как-то деньги откладывает, почему эта доля не меняется, Диляра?

Ибрагимова: Эта доля не меняется, кстати, на протяжении очень долгого времени, не только последние годы, а вообще на протяжении почти десятилетия, за исключения там небольшого всплеска, был в период кризиса. Потому что у граждан действительно не очень высокие доходы, хотя не сказать, что доля сбережений высока только у людей с более высокими доходами, потому что много сбережений, ну как бы среди пенсионеров достаточно высока доля людей, которые имеют сбережения, известно, что это такие "похоронные" деньги, но действительно они имеют такие сбережения. Ну и потому, что у людей нет такой привычки. То есть помимо уровня доходов, нет такой привычки к накоплению. Потому что накопления для чего, что нужно немного думать о будущем, будущее все равно наступит, какая бы ни была высокая неопределенность, и у нас короткий горизонт планирования, но тем не менее будущее наступит, и все равно у людей есть какие-то цели у всех: образование детей, лечение, пенсия старость - в любом случае наступит, как бы мы ни хотели. И поэтому, конечно же, сбережения нужны для того, чтобы просто немного об этом позаботиться финансово.

Щедрунова: Роман, насколько мы в этом смысле отличаемся от европейцев, например, от граждан европейских стран, есть ли у вас есть такие данные?

Андреев: Кардинальным образом. Во-первых, потому, что у европейцев это действительно вошло уже в привычку, это не одно десятилетия.

Щедрунова: Накапливать, да?

Андреев: Да. У них совершенно иной образ жизни, они, можно сказать, живут в кредит, и поэтому они вынуждены мониторить свои финансы, планировать свои бюджеты, и это уже очень давно происходит. Что касается россиян, то у нас, во-первых, очень низкий уровень финансовой грамотности. Во-вторых, тот строй, при котором мы жили раньше, не предполагал создания накоплений.

Щедрунова: Ну, потому что государство по-любому позаботится вроде как, это предполагалось.

Андреев: Да, совершенно. Ну и, во-вторых, менталитет немножко другой. Русская как бы нация, она более оптимистичная, более бесшабашная и менее склонна смотреть в будущее.

Щедрунова: В опросе ВЦИОМ меня поразили несколько моментов. В частности, вот если на "черный день" копят 22 процента, причем, я не совсем понимаю, что такое "черный день", потому что, например, в разделе "накопления на случай потери работы" таких 6 процентов, вот по идее, "черный день" - это когда ты работу теряешь. А получается, что наши сограждане, они различают "черный день" и потерю работы. Потеря работы - не "черный день", так что ли, Диляра?

Ибрагимова: Ну, я бы сказала, это вопрос формулировок вопросов, я не буду вдаваться сейчас в тонкости. Потому что "черный день" - это действительно какой-то форс-мажор, это в том числе потеря работы, болезнь собственная, не дай бог, или близких, и так далее, это такие страховые сбережения, которые должны обязательно быть. И даже когда вы берете кредиты или еще что-то, у вас должен быть определенный запас прочности, вот это такой "черный день", на всякий случай. Кто называет "на всякий случай", то называется "на черный день".

Щедрунова: Нет, когда вы берете кредиты, вы что, параллельно еще делаете накопления? Это немножко странно.

Ибрагимова: Это на самом деле не странно. То есть, если говорить о финансовой грамотности, это было бы правильно.  Потому что кредит - это достаточно опасная штука, как бы ни говорили.

Щедрунова: Ну, у нас просто ставки по кредитам настолько выше, чем ставки по вкладам, например, что ну как бы это смешно - брать кредит и переплачивать за него.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация