Интервью Учебникам по русскому языку не хватает знака качества
Персоны
На уходящей неделе состоялось одно из важнейших событий в культурной
жизни России - в четверг прошло заседание Первого литературного собрания, куда были
приглашены самые знаковые персоны в литературном сообществе. В этой масштабной встрече
принял участие и глава государства Владимир Путин. Об этом культурный
обозреватель Антон Долин беседовал с профессором филологии Максимом Кронгаузом в эфире радио "Вести ФМ".
Долин:
Здравствуйте, у микрофона Антон Долин. И сегодня гость нашей студии - профессор
филологии, лингвист, автор многих книг Максим Кронгауз. Максим, здравствуйте.
Кронгауз: Здравствуйте.
Долин: Формальный повод для нашей встречи
- это решение очередное о формировании Совета по русскому языку при
правительстве Российской Федерации. Подобные Советы, если я ничего не путаю,
там при президенте, при правительстве по какому-то контролю за языком - это не
новость, это все время в последние годы как-то всплывает и возникает, или идея
об этом, или идея какой-то реформации, реформирования такого совета, или
какой-то более активной, что ли, работы подобных органов. Я не очень
понимаю, не знаю, понимаете ли вы, есть ли что-то новое в том, что сейчас
собираются?
Кронгауз: Ну, вы произнесли страшные
слова "по контролю", от которых я вздрогнул.
Долин: Да, да.
Кронгауз: Я думаю, что все-таки по
контролю за языком пока Советы не создаются.
Долин: Ну, это, наверное, и невозможно.
Кронгауз: Да, да. Ну, в тоталитарных
государствах возможно, мы знаем такие способы воздействия на язык, мы знаем,
скажем, что было в советское время, и даже говорили о специальном таком
советском языке. Но сейчас, я думаю, что это невозможно. Мне не очень просто об
этом говорить, потому что я член этого совета, но при этом пока не имею
информации о его деятельности. В конце этой недели состоится встреча с Голодец,
которая будет руководить этим советом, и я смогу более понятно и подробно об
этом рассказать. Сейчас я знаю, что это создано, ну вот меня пригласили в него
войти, но что это будет, ради чего? Одна из задач сформулирована - ради
популяризации русского языка за рубежом. Но это задача довольно специфическая.
Долин: И довольно узкая.
Кронгауз: Да, и довольно узкая, ну, мне
кажется, что не самая главная в наше время. Если мы говорим, скажем, о нашей
стране, то мне кажется, что одна из главных задач сегодня - это реформирование
школьного образования в области русского языка, это такая, на мой взгляд, самая
больная точка.
Долин: А давайте о ней поговорим. У меня
вот старший сын в шестом классе учится. Я сам, собственно говоря, по диплому
преподаватель русского языка и литературы, филфак заканчивал и немножко
преподавал, но это было очень давно. Я помню, что когда я это делал, это был
конец 90-х годов, никаких единых норм не существовало даже близко. И я
просто выбирал тот учебник, который мне казался правильным, никому не надо было
его даже предъявлять, просто как учитель нес его в школу, да и по нему учил.
Дальше... ну, они у меня грамотно писали, какие-то там годовые работы
приходившие, значит, все было хорошо. Сейчас, очевидно, ситуация куда-то,
наверное, сдвинулась с мертвой точки, но куда и насколько далеко - по успехам
моего сына я не могу сделать такого вывода, не понимаю этого.
Кронгауз: Ситуация сдвинулась, мне
кажется, в не самую приятную сторону. А именно некоторые депутаты бросили идею
единого учебника.
Долин: Единый учебник по истории - почему
всех эта идея пугает, совершенно понятно, что история такая вещь непостоянная,
как будешь трактовать, так с ней и будет потом. А язык-то вроде бы...
Кронгауз: Да, история гораздо более
идеологическая область, и понятно, что история отчасти может служить политике.
С языком не так. Поэтому здесь причины, видимо, другие, но, на мой взгляд, все
равно это плохо. Причем, аргументы очень простые, они в принципе годятся и для
других областей, речь идет о едином учебнике по русскому языке и единому учебнику
по литературе, ну о линейке учебников для разных классов, но тем не менее об
одной линейке. Это плохо прежде всего потому, что это фактически закрывает
такую важную область, как писание учебников. Дело в том, что...
Долин: То есть будет один учебник раз и
навсегда?
Кронгауз: Конечно. Ведь это творческая
область, это область и научная, и образовательная, и люди должны в ней
экспериментировать, авторы так просто не рождаются.
Долин: Вам на это наверняка какие-то
консервативно настроенные люди скажут, что за 90-е годы наэкспериментировались
всласть, и чего там только не было, и хватит!
Кронгауз: Верно. Поэтому я отнюдь не
отрицаю роль государства, она вполне может в этой области быть, на мой взгляд,
гораздо более важной, чем просто свести все к одному учебнику. Государство
должно отбирать. Представьте себе, действительно учитель сталкивается с 30-40
учебниками, ему трудно выбрать.
Долин: Конечно.
Кронгауз: И в этом смысле вот то, что в советское время называлось знак качества, поставить некий знак качества там пяти
учебникам, шести учебникам, ну вот где-то в таком разумном и обозримом
диапазоне, было бы совершенно нормально.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью