Картинка

Интервью Учебникам по русскому языку не хватает знака качества

23 ноября 2013, 22:10

Персоны

На уходящей неделе состоялось одно из важнейших событий в культурной жизни России - в четверг прошло заседание Первого литературного собрания, куда были приглашены самые знаковые персоны в литературном сообществе. В этой масштабной встрече принял участие и глава государства Владимир Путин. Об этом культурный обозреватель Антон Долин беседовал с профессором филологии Максимом Кронгаузом в эфире радио "Вести ФМ".

Долин: Здравствуйте, у микрофона Антон Долин. И сегодня гость нашей студии - профессор филологии, лингвист, автор многих книг Максим Кронгауз. Максим, здравствуйте.

Кронгауз: Здравствуйте.

Долин: Формальный повод для нашей встречи - это решение очередное о формировании Совета по русскому языку при правительстве Российской Федерации. Подобные Советы, если я ничего не путаю, там при президенте, при правительстве по какому-то контролю за языком - это не новость, это все время в последние годы как-то всплывает и возникает, или идея об этом, или идея какой-то реформации, реформирования такого совета, или какой-то более активной, что ли, работы подобных органов.  Я не очень понимаю, не знаю, понимаете ли вы, есть ли что-то новое в том, что сейчас собираются?

Кронгауз: Ну, вы произнесли страшные слова "по контролю", от которых я вздрогнул.

Долин: Да, да.

Кронгауз: Я думаю, что все-таки по контролю за языком пока Советы не создаются.

Долин: Ну, это, наверное, и невозможно.

Кронгауз: Да, да. Ну, в тоталитарных государствах возможно, мы знаем такие способы воздействия на язык, мы знаем, скажем, что было в советское время, и даже говорили о специальном таком советском языке. Но сейчас, я думаю, что это невозможно. Мне не очень просто об этом говорить, потому что я член этого совета, но при этом пока не имею информации о его деятельности. В конце этой недели состоится встреча с Голодец, которая будет руководить этим советом, и я смогу более понятно и подробно об этом рассказать. Сейчас я знаю, что это создано, ну вот меня пригласили в него войти, но что это будет, ради чего? Одна из задач сформулирована - ради популяризации русского языка за рубежом. Но это задача довольно специфическая.

Долин: И довольно узкая.

Кронгауз: Да, и довольно узкая, ну, мне кажется, что не самая главная в наше время. Если мы говорим, скажем, о нашей стране, то мне кажется, что одна из главных задач сегодня - это реформирование школьного образования в области русского языка, это такая, на мой взгляд, самая больная точка.

Долин: А давайте о ней поговорим. У меня вот старший сын в шестом классе учится. Я сам, собственно говоря, по диплому преподаватель русского языка и литературы, филфак заканчивал и немножко преподавал, но это было очень давно. Я помню, что когда я это делал, это был конец 90-х годов, никаких единых норм не существовало даже  близко. И я просто выбирал тот учебник, который мне казался правильным, никому не надо было его даже предъявлять, просто как учитель нес его в школу, да и по нему учил. Дальше... ну, они у меня грамотно писали, какие-то там годовые работы приходившие, значит, все было хорошо. Сейчас, очевидно, ситуация куда-то, наверное, сдвинулась с мертвой точки, но куда и насколько далеко - по успехам моего сына я не могу сделать такого вывода, не понимаю этого.

Кронгауз: Ситуация сдвинулась, мне кажется, в не самую приятную сторону. А именно некоторые депутаты бросили идею единого учебника.

Долин: Единый учебник по истории - почему всех эта идея пугает, совершенно понятно, что история такая вещь непостоянная, как будешь трактовать, так с ней и будет потом. А язык-то вроде бы...

Кронгауз: Да, история гораздо более идеологическая область, и понятно, что история отчасти может служить политике. С языком не так. Поэтому здесь причины, видимо, другие, но, на мой взгляд, все равно это плохо. Причем, аргументы очень простые, они в принципе годятся и для других областей, речь идет о едином учебнике по русскому языке и единому учебнику по литературе, ну о линейке учебников для разных классов, но тем не менее об одной линейке. Это плохо прежде всего потому, что это фактически закрывает такую важную область, как писание учебников. Дело в том, что...

Долин: То есть будет один учебник раз и навсегда?

Кронгауз: Конечно. Ведь это творческая область, это область и научная, и образовательная, и люди должны в ней экспериментировать, авторы так просто не рождаются.

Долин: Вам на это наверняка какие-то консервативно настроенные люди скажут, что за 90-е годы наэкспериментировались всласть, и чего там только не было, и хватит!

Кронгауз: Верно. Поэтому я отнюдь не отрицаю роль государства, она вполне может в этой области быть, на мой взгляд, гораздо более важной, чем просто свести все к одному учебнику. Государство должно отбирать. Представьте себе, действительно учитель сталкивается с 30-40 учебниками, ему трудно выбрать.

Долин: Конечно.

Кронгауз: И в этом смысле вот то, что в советское время называлось знак качества, поставить некий знак качества там пяти учебникам, шести учебникам, ну вот где-то в таком разумном и обозримом диапазоне, было бы совершенно нормально. 

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация