Интервью Андрей Плахов: российское кино переживает активный период
Персоны
В Москве торжественно открылся 36-й Московский международный
кинофестиваль. Фильмом открытия стала документальная лента о советском хоккее
"Красная Армия". Всего в основной конкурс было отобрано 16 картин,
среди них две российские ленты - новая работа Валерии Гай Германики "Да и
да" и фильм "Белый Ягель" - ненецкая лав-стори Владимира Тумаева.
О том, как формировалась программа киносмотра и как развивается фестивальное
кино в целом, культурный обозреватель Антон
Долин беседовал с критиком Андреем
Плаховым в эфире радио "Вести ФМ".
Долин:
Здравствуйте, у микрофона Антон Долин. Сегодня у нас фестивальный эфир, и в
гостях у меня программный директор массы фестивалей и член отборочной комиссии
начавшегося Московского кинофестиваля, мой коллега - критик Андрей Плахов.
Андрей, привет.
Плахов: Приветствую.
Долин: Сейчас у нас у всех, и особенно у
тебя как у человека, непосредственно в организации многих таких фестивалей
принимающих участие, идет просто нескончаемый марафон, начавшийся на Каннском
фестивале в мае, потом сразу практически был "Кинотавр" в Сочи, затем
фестиваль, который ты практически возглавляешь, в Иваново и Плесе, это
фестиваль Тарковского "Зеркало". И вот открылся у нас Московский
фестиваль. То есть сплошь и рядом происходит фестивальная жизнь. Мы не сможем,
конечно, подробно каждый из них обсудить, но давай перейдем от Тарковского
плавно к Москве. Как прошло все в Плесе и в Иваново? И насколько этот
фестиваль, существующий уже достаточно давно, оправдывает все еще вот свою эту
тарковскую направленность? Или это остается сегодня ну такой просто почетной
красивой рамкой?
Плахов: Конечно, я сужу изнутри этого
процесса, но, с моей точки зрения, а мне есть с чем сравнивать, мне кажется,
что этот фестиваль был один из самых удачных, он прошел в каком-то хорошем
градусе, на подъеме, была интересная программа фильмов, причем не только та
конкурсная международная, которой я непосредственно занимался, но и очень много
различных других программ. Документальный конкурс здесь появился такого
современного актуального кино, причем называлась эта программа "Женский
род", собрана была Виталием Манским, там участвовали женщины-режиссеры
только. Кстати, жюри большого конкурса тоже состояло исключительно из женщин,
такой вот женский акцент как-то образовался, не было такой специальной задачи,
но это произошло, и мне это показалось интересным, потому что все-таки женское
присутствие в кинематографе явно сегодня не просто усиливается, но доминирует,
это мы видели так же и на "Кинотавре", и видим по многим другим
зарубежным фестивалям.
Долин: Да и в Каннах мы это видели, где
президентом жюри была Джейн Кэмпион, единственная женщина-лауреат "Золотой
пальмы".
Плахов: Пока единственная, но я думаю,
что это скоро, лед скоро будет сломан.
Долин: Да, ненадолго. И Гран-при, второе
место отдали молодой постановщице Аличе Рорвахер, итальянке, за фильм
"Чудеса". И опять же она была одной из главных героинь фестиваля,
если так можно сказать. То есть женское присутствие сейчас везде - и в мире, и
в Сочи, и в Иваново. Еще поговорим про Москву тоже на эту тему.
Плахов: Да, кроме того, вот уже
возвращаясь к Иваново, была там Вера Полозкова, которая устроила серию вечеров,
поэтических вечеров, и не только своих, но и других поэтов. И были
"Пионерские чтения", был выпущен специальный выпуск журнала
"Пионер", посвященный Тарковскому. Вот вопрос прозвучал у тебя о том,
является ли фестиваль формальной, так сказать, данью памяти Тарковского или
все-таки он связан с его традициями? Я бы сказал так, что он связан,
безусловно, с его традициями, и когда мы выбираем конкурсную программу,
естественно, мы не ориентируемся только на фильмы, стиль которых похож на стиль
Тарковского, и такие тоже встречаются, но это было бы, мне кажется,
неправильно. Мы выбираем современное актуальное кино, кино авторское, со своей
индивидуальностью, со своим стилем, с поисками киноязыка, то есть, в общем, то,
что интересовало на самом деле Тарковского, и в этом смысле какая-то внутренняя
связь прослеживается. Ну и, конечно, отдаем дань его непосредственным ученикам.
Например, Константин Лопушанский получил приз "За вклад в
кинематограф" как ученик и последователь Тарковского, это мы можем сказать
прямо. Вот так. Поэтому, мне кажется, фестиваль прошел активно, и, конечно,
самым заметным и ярким событием фестиваля стала премьера фильма
"Племя", российская премьера картины, которая прошла на Каннском
фестивале и сразу с Лазурного берега переехала на берега Волги. Фильм Мирослава
Слабошпицкого.
Долин: Это дебют.
Плахов:
Это дебют, он получил в Каннах три приза и у нас получил главный приз, а также
приз журнала "Сеанс". Дело в том, что этот фильм действительно во
многих отношениях выделяется. Он очень интересен и по стилю, и по манере
изложения. Во-первых, он немой, потому что действие происходит в среде
глухонемых, и там нет ни субтитров, ни дикторского текста закадрового, но
зритель понимает абсолютно все, что происходит. Там есть даже нецензурная
лексика пресловутая, но как раз в данном случае она легализована, потому что она
не произносится, это тоже интересный пример.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью