Картинка

Интервью Андрей Плахов: российское кино переживает активный период

22 июня 2014, 21:18

Персоны

В Москве торжественно открылся 36-й Московский международный кинофестиваль. Фильмом открытия стала документальная лента о советском хоккее "Красная Армия". Всего в основной конкурс было отобрано 16 картин, среди них две российские ленты - новая работа Валерии Гай Германики "Да и да" и фильм "Белый Ягель" - ненецкая лав-стори Владимира Тумаева. О том, как формировалась программа киносмотра и как развивается фестивальное кино в целом, культурный обозреватель Антон Долин беседовал с критиком Андреем Плаховым в эфире радио "Вести ФМ".

Долин: Здравствуйте, у микрофона Антон Долин. Сегодня у нас фестивальный эфир, и в гостях у меня программный директор массы фестивалей и член отборочной комиссии начавшегося Московского кинофестиваля, мой коллега - критик Андрей Плахов. Андрей, привет.

Плахов: Приветствую.

Долин: Сейчас у нас у всех, и особенно у тебя как у человека, непосредственно в организации многих таких фестивалей принимающих участие, идет просто нескончаемый марафон, начавшийся на Каннском фестивале в мае, потом сразу практически был "Кинотавр" в Сочи, затем фестиваль, который ты практически возглавляешь, в Иваново и Плесе, это фестиваль Тарковского "Зеркало". И вот открылся у нас Московский фестиваль. То есть сплошь и рядом происходит фестивальная жизнь. Мы не сможем, конечно, подробно каждый из них обсудить, но давай перейдем от Тарковского плавно к Москве. Как прошло все в Плесе и в Иваново? И насколько этот фестиваль, существующий уже достаточно давно, оправдывает все еще вот свою эту тарковскую направленность? Или это остается сегодня ну такой просто почетной красивой рамкой?

Плахов: Конечно, я сужу изнутри этого процесса, но, с моей точки зрения, а мне есть с чем сравнивать, мне кажется, что этот фестиваль был один из самых удачных, он прошел в каком-то хорошем градусе, на подъеме, была интересная программа фильмов, причем не только та конкурсная международная, которой я непосредственно занимался, но и очень много различных других программ. Документальный конкурс здесь появился такого современного актуального кино, причем называлась эта программа "Женский род", собрана была Виталием Манским, там участвовали женщины-режиссеры только. Кстати, жюри большого конкурса тоже состояло исключительно из женщин, такой вот женский акцент как-то образовался, не было такой специальной задачи, но это произошло, и мне это показалось интересным, потому что все-таки женское присутствие в кинематографе явно сегодня не просто усиливается, но доминирует, это мы видели так же и на "Кинотавре", и видим по многим другим зарубежным фестивалям.

Долин: Да и в Каннах мы это видели, где президентом жюри была Джейн Кэмпион, единственная женщина-лауреат "Золотой пальмы".

Плахов: Пока единственная, но я думаю, что это скоро, лед скоро будет сломан.

Долин: Да, ненадолго. И Гран-при, второе место отдали молодой постановщице Аличе Рорвахер, итальянке, за фильм "Чудеса". И опять же она была одной из главных героинь фестиваля, если так можно сказать. То есть женское присутствие сейчас везде - и в мире, и в Сочи, и в Иваново. Еще поговорим про Москву тоже на эту тему.

Плахов: Да, кроме того, вот уже возвращаясь к Иваново, была там Вера Полозкова, которая устроила серию вечеров, поэтических вечеров, и не только своих, но и других поэтов. И были "Пионерские чтения", был выпущен специальный выпуск журнала "Пионер", посвященный Тарковскому. Вот вопрос прозвучал у тебя о том, является ли фестиваль формальной, так сказать, данью памяти Тарковского или все-таки он связан с его традициями? Я бы сказал так, что он связан, безусловно, с его традициями, и когда мы выбираем конкурсную программу, естественно, мы не ориентируемся только на фильмы, стиль которых похож на стиль Тарковского, и такие тоже встречаются, но это было бы, мне кажется, неправильно. Мы выбираем современное актуальное кино, кино авторское, со своей индивидуальностью, со своим стилем, с поисками киноязыка, то есть, в общем, то, что интересовало на самом деле Тарковского, и в этом смысле какая-то внутренняя связь прослеживается. Ну и, конечно, отдаем дань его непосредственным ученикам. Например, Константин Лопушанский получил приз "За вклад в кинематограф" как ученик и последователь Тарковского, это мы можем сказать прямо. Вот так. Поэтому, мне кажется, фестиваль прошел активно, и, конечно, самым заметным и ярким событием фестиваля стала премьера фильма "Племя", российская премьера картины, которая прошла на Каннском фестивале и сразу с Лазурного берега переехала на берега Волги. Фильм Мирослава Слабошпицкого.

Долин: Это дебют.

Плахов: Это дебют, он получил в Каннах три приза и у нас получил главный приз, а также приз журнала "Сеанс". Дело в том, что этот фильм действительно во многих отношениях выделяется. Он очень интересен и по стилю, и по манере изложения. Во-первых, он немой, потому что действие происходит в среде глухонемых, и там нет ни субтитров, ни дикторского текста закадрового, но зритель понимает абсолютно все, что происходит. Там есть даже нецензурная лексика пресловутая, но как раз в данном случае она легализована, потому что она не произносится, это тоже интересный пример.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация