Бизнес по… Мифы о бизнесе США
Персоны
Ноги на стол, в руках сигара... Как ведут дела американские бизнесмены? Гость радио "Вести ФМ" - доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института США и Канады Российской Академии наук Виктор Супян.
Щедрунова: Здравствуйте, у микрофона Елена Щедрунова. Сегодня наша программа посвящена бизнесу по-американски. У нас в студии доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института США и Канады Российской Академии наук Виктор Супян. Виктор Борисович, здравствуйте.
Супян: Здравствуйте.
Щедрунова: Первый вопрос, и собственно он повторяется из программы в программу, какой принцип лежит в основе американского бизнеса?
Супян: Соединенные Штаты - это рыночная экономика, и как в любой рыночной экономике - это и есть основной принцип.
Щедрунова: Главный принцип, да?
Супян: Основной принцип, то есть это свободное предпринимательство, которое, конечно же, регулируется государством. Но, я бы сказал, что степень государственного вмешательства в экономику США меньше, чем в других странах. И поэтому мы можем говорить об американской экономической модели как о наиболее либеральной среди большинства других стран.
Щедрунова: Это вы говорите с точки зрения макроэкономической, наверное, да?
Супян: Да, да.
Щедрунова: А с точки зрения предпринимателей американских, вот для них какой главный принцип? Потому что я бы сформулировала главный принцип для российских предпринимателей - прибыль сейчас, а можно и вчера уже. А у американцев?
Супян: Ну, это скорее не принцип, это скорее цель. Цель любого бизнеса в любой экономической системе, в любой модели - это получение прибыли.
Щедрунова: Безусловно. Вопрос только - в каком размере и когда.
Супян: Когда - это вопрос, зависящий от инвестиционного цикла, от рынка, на котором действует тот или иной предприниматель. То есть не обязательно сразу и сейчас, это может быть долговременная цель, но с некой достаточно твердой гарантией, что прибыль придет. Поэтому прибыль остается, безусловно, ключевым элементом деятельности любого бизнеса. Сколько бы бизнесмены в некоторых компаниях, вы знаете, такого рода распространены представления о том, что цель нашего бизнеса - это, значит, удовлетворение потребителей, что у нас есть миссия... Все это действительно так, но все равно главным остается получение прибыли.
Щедрунова: Главная миссия - это все-таки получение прибыли акционерами.
Супян: Все-таки получение прибыли, да.
Щедрунова: Да-да-да. А насколько... Вот если мы смотрим американские фильмы, то там очень много историй про то, как люди начинают свой собственный бизнес. И такое ощущение, что американская мечта - это не только собственный дом и там несколько машин, но это еще и собственный бизнес. Насколько наше представление в этом смысле соответствует американской действительности?
Супян: Здесь два вопрос: о наших представлениях и о том, что есть реально в США. Здесь могут быть существенные различия, зависящие от того, насколько человек подготовлен, и насколько он объективно и адекватно воспринимает американские реальности. Потому что порой можно услышать совершенно фантастические представления в некоторых пропагандистских передачах о том, что из себя представляет американский бизнес, и чаще всего это не соответствует действительности.
Щедрунова: Ну, например, в чем ошибаются эти журналисты?
Супян: Это такая давняя традиция - представлять некий хищнический спрут, который эксплуатирует трудящихся по максимуму, который выбрасывает...
Щедрунова: Это капитализм в чистом виде.
Супян: Капитализм в чистом виде, да. И многие, многие, кстати, до сих пор такие представления имеют. Я вспоминаю один пример, скажем, вот Детройт, сравнительно недавняя история, когда действительно город переживал серьезный кризис в связи с упадком автомобильной промышленности в этом городе.
Щедрунова: И он даже объявил себя банкротом.
Супян: Объявил себя банкротом, да. И вот насколко порой однобоко подавалась информация по этому поводу - видно на этом примере.
Полностью слушайте в аудиоверсии.