Бизнес по… Жесткая корейская предпринимательская жилка вызывает диссонанс

8 мая 2016, 15:05

Персоны

Как ведут дела в Южной Корее? Об этом Елена Щедрунова беседовала с заведующим отделения востоковедения Высшей школа экономики Алексеем Масловым в программе "Бизнес по..." на радио "Вести ФМ".

Щедрунова: Здравствуйте. Сегодня у нас "Бизнес по-южнокорейски". В студии - заведующий отделения востоковедения Высшей школа экономики Алексей Маслов. Алексей Александрович, здравствуйте.

Маслов: Здравствуйте.

Щедрунова: Мы с вами говорили про бизнес китайский, тайский, малайзийский...

Маслов: Индонезийский, да.

Щедрунова: С индонезийским, да. И уж коли у нас такой богатый опыт общения по теме Юго-Восточной Азии, давайте начнем с каких-то особенностей южнокорейского бизнеса, вот по сравнению с теми бизнесами, о которых я только что вспомнила.

Маслов: Да. Ну, прежде всего, вот действительно мы говорили с вами о китайском бизнесе, об индонезийском, такой большой спектр. Так вот, южнокорейский бизнес - это не китайский, не индонезийский, не филиппинский...

Щедрунова: Слушайте, можно было догадаться, наверное, нет?

Маслов: Вы знаете, многие не догадываются, я честно вам говорю. Вот, например, буквально недавно совсем был на бизнес-форуме, вы знаете, у нас любят так вот собирать каких-то бизнесменов и обучать их, как надо вести дело с Востоком. Но при этом сами они не очень хорошо знают о том, чему обучают. Вот они говорят, часто такая фраза, что, вы знаете, Корея, Южная Корея - это приблизительно то же самое, что и Китай, но с какими-то особенностями. Так вот, нет, на самом деле это совсем не то. И, на мой взгляд, вокруг Южной Кореи мифов не меньше, если даже не больше, чем вокруг Китая. Казалось бы, Китай должен порождать много мифов, он действительно большой, разнообразный, растущий, а Южная Корея - уж такая стабилизировавшаяся. Но как раз из-за того, что Южная Корея, с одной стороны, очень восточная страна, если вы увидите корейские храмы, вы поймете, что страна глубочайших традиций. А с другой стороны, вот эта вот довольно жесткая корейская предпринимательская жилка, умение корейцев вести себя как европейцы или как западники, она у многих вызывает такой когнитивный диссонанс. И многие считают, что южные корейцы - это такие же западные бизнесмены, только некоего азиатского вида.

Щедрунова: Ошибаются и те, и другие, я так понимаю.

Маслов: Абсолютно полностью ошибаются. И вот для того, чтобы понять, какова Корея в области бизнеса, надо понять, что еще в 60-е годы, я напомню, Корея была чудовищно бедной страной, страшно бедной страной. И масса людей, корейцев, бежала из Южной Кореи просто в поисках работы, и не потому, что они не любили режима, а потому, что нужно было где-то зарабатывать.

Щедрунова: Куда бежали, в какие страны?

Маслов: Бежали в США прежде всего. Я не имею в виду сейчас вот традиционную корейскую общину, которая есть и в Советском Союзе (была), и в России сегодня есть. Вот в 60-е годы бежали в США, бежали в Англию, бежали очень много в Японию, хотя и Япония тогда находилась в не очень хорошем состоянии. Но Корея была в состоянии войны.

Щедрунова: В данном случае мы говорим о войне Северной и Южной Кореи. Вы про это сейчас говорите?

Маслов: Да, абсолютно правильно, Северной и Южной Кореи.

Щедрунова: И вот это нервное напряжение, перед этим действительно нападение Северной Кореи на Южную Корею, то есть это все как бы вот последствия вот этой всей истории, и экономика в руинах...

Маслов: Да. Потому что, понимаете, это нанесло серьезный психологический удар по населению. Я напомню, что тогда северокорейская армия дошла до Сеула в прямом смысле этого слова, и даже когда, после того как вот восстановился мир и было разделение по параллели, все равно, я напомню, что мирного договора нету, и тогда не было, и сегодня его нету, есть лишь прекращение огня, соглашение о прекращении огня. И вот это долгое время не позволяло корейцам стабилизироваться в плане бизнеса. Вот когда у тебя буквально на пороге война, ты не можешь заниматься крупными капиталовложениями. И на себя основную тяжесть взяло южнокорейское государство, оно сказало: мы рискнем, мы пойдем на это. И в известной степени воспроизвело японскую модель. Вот в Японии были и есть такие крупные корпорации дзайбацу, которые формально являются частными, но в реальности во многом финансируются или поддерживаются государством и по сути дела очень слиты с государством. Вот в Южной Корее был создан тогда  ряд корпораций, которые сохранились до сих пор.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Бизнес по…. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация