Картинка

Интервью Максим Дидинеко: мы возвращаемся в советский тип сознания

4 декабря 2016, 22:17

Персоны

Театральный режиссер Максим Диденко признан самым плодотворным режиссером - за два года поставил пять спектаклей на ведущих сценах Москвы и Петербурга. Культурный обозреватель Антон Долин беседовал с режиссером о творчестве и его проектах в эфире радио "Вести ФМ".

Долин: Здравствуйте, у микрофона Антон Долин. Сегодня наш гость - театральный режиссер и актер Максим Диденко. Максим, привет.

Диденко: Привет.

Долин: И давайте, может быть, начнем с русской поэзии, с Серебряного века? Я все время слежу (ну просто будучи филологом) за тем, как она обретает какую-то новую жизнь на телевидении и в кино, иногда и в театре. Последнее, что я помню, когда праздновали юбилей Мандельштама, выходил вот этот вот фильм "Сохрани мою речь навсегда" тоже с какой-то анимацией внутри, с какими-то документальными фрагментами. И каждый раз видишь, что необходимо как-то изощряться автору для того, чтобы эти стихи, с каждым десятилетием все более кажущиеся архаичными, все более требующие какой-то трактовки, донести до современной публики.

Диденко: Наверное, нужно сказать, что я занимаюсь театром в большей степени визуальным и таким физически танцевальным, и поэтому это не театр слова. Вот, это, наверное, важно понимать. Потому что театр слова - это театр, который работает со словом, как бы произнося его, а я работаю со словом, его не произнося. То, что я делаю, это, в общем, что-то вроде балета. И когда я взялся работать со стихами Пастернака, я не только стихами интересовался, но меня интересовал и сам Пастернак, и эпоха. И в основном, например, меня очень интересовало, что Пастернак - это один из немногих вообще поэтов, который сумел пережить достаточно катастрофические, в общем-то говоря, периоды нашей истории. И мне было страшно интересно, почему, за счет чего ему это удалось. И я очень погрузился именно в его жизнь и в принципе построил весь спектакль в каком-то смысле как такую биографию Пастернака. Я на самом деле взял его очень поздние стихи, в которых он такой достиг достаточно прозрачной простоты, к которой, вот как оказалось, он всегда стремился. И главный герой у меня называется Поэт, он в трех возрастах - это поэт уже старичок, поэт-мальчик и поэт-мужчина. И в данном случае как бы я настолько же, насколько я рассказываю о Пастернаке, я рассказываю и о своем восприятии сегодняшнего дня и о своем восприятии того, как я себе представляю Пастернака, ну и так далее. Мы работали с Вениамином Борисовичем Смеховым, и он очень много рассказывал, он как-то потому что гораздо серьезнее погружен вообще в мир в поэзии и вот в творчество Пастернака тоже, и он мне очень много читал стихов и рассказывал о Пастернаке, о его каких-то друзьях, о похоронах, мы ездили в Переделкино к нему. Причем, мы туда пришли, сразу Вениамина Борисовича все узнали, стали обнимать.

Долин: Ну, это неудивительно, кто же его не узнает-то?

Диденко: Ну да, да. Нет, ну что его прямо там знают они, что он там бывает.

Долин: А вот вы говорили о какой-то связи с сегодняшним днем. А в чем вы эту связь в случае Пастернака обнаружили? Понятно, что количество этих мостов гипотетических, которые мы можем навести между любой важной культурной фигурой, не только 50-летней, там 70-летней давности, но и 100-200-500-летней давности, количество этих мостов бесконечно. Но вот какой он был в вашем персональном случае? Действительно же надо как-то себя в этом всем обнаружить и сегодняшний день как-то открыть.

Диденко: Ну, мне кажется, то, что мы сейчас, вот как мы возвращаемся в такой какой-то советский тип сознания и в такую как бы капиталистическую диктатуру, мне кажется это  достаточно тревожными сигналами для нашего времени, и как каким-то гонениям подвергаются художники в нашем обществе. Ну, мне кажется, что какие-то рифмы в прошлом возникают, и мне казалось важным на эту тему высказаться.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация