Авторские материалы "Тони Эрдманн": бытовая трагикомедия с нюансом

22 февраля 2017, 13:33

В российский прокат выходит лучший европейский фильм года – "Тони Эрдманн" немецкой постановщицы Марен Аде, номинант на "Оскар" и победитель премии Европейской киноакадемии. О том, чем замечательна эта картина, рассказывает кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.

Вроде бы, ничем таким выдающимся "Тони Эрдманн" (всего третья полнометражная лента молодой берлинской постановщицы Марен Аде) не мог прославиться. Это лирическая комедия или даже трагикомедия о взаимоотношениях пожилого отца и взрослой уже дочки. Она работает в крупной международной корпорации вдали от родной Германии - в Бухаресте. Он вышел на пенсию и после того, как умер его старый пес, решил неожиданно навестить дочь, а заодно поздравить ее с днем рождения. Вот и весь сюжет.

Есть, правда, один нюанс, на котором фильм и построен: отец по натуре неисправимый шутник и любитель розыгрышей. Собственно, Тони Эрдманн - это не он, его зовут Винфрид, а Тони Эрдманн - выдуманный персонаж в парике и со вставными зубами, идиотская придуманная папашей маска, напялив которую он начинает троллить дочь и портить ей жизнь: срывать деловые переговоры с партнерами, лезть не в свои дела, ставить все с ног на голову. Сначала это будет бесить ее до пены у рта. Потом она вдруг осознает, что, возможно, дурачиться - значит быть способным почувствовать себя счастливым.

Эта трансформация, впрочем, произойдет не сразу: "Тони Эрдманн" еще и очень длинный фильм – 2 часа 40 минут. Однако если повезет войти в его неспешный житейский ритм и полюбить героев, это время пролетит незаметно. Тем более что здесь превосходные диалоги, изумительные актерские работы Петера Симонишека и Сандры Хюллер и лучшая за весь XXI век обнаженная сцена в кино - к слову, совершенно не эротическая, хотя эротическая здесь есть тоже.

Свежая интонация, актуальная - хоть и не социальная, а вполне бытовая - тематика, отличный юмор, - все это привело к колоссальному критическому и зрительскому успеху ленты. "Тони Эрдманн" считался фаворитом в борьбе за "Золотую пальмовую ветвь" в прошлогодних Каннах, но не получил ничего от основного жюри - только от жюри прессы ФИПРЕССИ. Зато потом критики отыгрались за несправедливость кинематографистов: "Тони Эрдманн" возглавил подавляющее большинство списков лучших фильмов года.

Европейская киноакадемия выразила свое отношение к картине Аде однозначно: она получила сразу пять главных премий - лучший фильм, режиссура, сценарий, актер и актриса. Закономерным продолжением была номинация на "Золотой глобус", не обернувшаяся статуэткой, - помешал триллер Пола Верховена "Она"; однако на "Оскара" в аналогичную номинацию "лучший фильм на иностранном языке" Верховен не попал, а Аде попала, и ее шансы расцениваются как очень высокие.

С другой стороны, важно ли это? Главное - перед нами удивительный фильм, светлый и умный, о жизни и смерти. Не пропустите! 

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация