Интервью Пулитцеровская премия: самые яркие романы за 25 лет
Персоны
К юбилею Пулитцера - список самых ярких романов, отмеченных этой литературной премией.
ДОЛИН: Здравствуйте, у микрофона Антон Долин. И сегодня у нас необычный эфир. Сегодня он будет посвящен юбилейной дате, но не столько личности человека, чей юбилей мы таким образом будем отмечать, сколько связанное с этим важным очень предприятием. Теперь попробую все это расшифровать. 10-е апреля – это 170-летие со дня рождения Джозефа Пулитцера. И это, безусловно, был человек выдающийся, хотя бы потому, что мы все знаем или многие из нас знают его имя благодаря премии – Пулитцеровской премии, одной из самых, наверное, авторитетных премий в мире. И даже хотел сказать литературных премий, но слегка осекся, поскольку она не только литературная, а сложнее по своей структуре. Но говорить сегодня будем прежде всего о литературе. И в гостях у нас поэтому литературный критик и давний друг нашей редакции Галина Юзефович. Галя, привет.
ЮЗЕФОВИЧ: Добрый вечер.
ДОЛИН: Ну, мы решили выбрать с твоей, естественно, помощью самых ярких писателей и самые яркие романы, которые получали Пулитцера, как я понимаю, за последнее время.
ЮЗЕФОВИЧ: Ну, за последнее в широком смысле слова время.
ДОЛИН: Да. А как мы это широкое…
ЮЗЕФОВИЧ: Я бы сказала, за последние 25 лет. Но я включила в этот список в первую очередь те книги, которые есть на русском или в скором времени появятся.
ДОЛИН: Ну это правильно подход. Но речь идет, то есть, о современной литературе.
ЮЗЕФОВИЧ: Да, о последних 25-30 годах.
ДОЛИН: Потому что, когда мы говорим там о 80-х годах, условно говоря, 20-го века, уже это современной литературой не назовешь, даже если она современная по духу, все-таки это уже некий прошлый век. А вот рубеж 20-го и 21-го и то, что написано и опубликовано в 21-м, это да. Потому что, конечно, Пулитцер – это и "Старик и море", например.
ЮЗЕФОВИЧ: "Убить пересмешника", например.
ДОЛИН: "Убить пересмешника".
ЮЗЕФОВИЧ: "Мост короля Людовика Святого", например, это тоже пулитцеровский роман.
ДОЛИН: "Гроздья гнева", очень мной любимый. Но давай немножко про то, что это за премия и кто такой Пулитцер. Будем вообще об этом говорить? Ну хотя бы в общих чертах.
ЮЗЕФОВИЧ: Ну, в принципе, Пулитцер – человек совершенно фантастической карьеры, которая могла случиться только с евреем из Восточной Европы, только в 19-м веке. Он приехал в Америку, практически совершенно ничего не имея. Он же туда приехал потому, что завербовался в американскую армию. По дороге он передумал и дезертировал. И потом ему все равно чуть-чуть пришлось повоевать, его все-таки загребли, когда была война Севера с Югом, американская гражданская война. Но вообще основная его карьера была в том, что он стал газетным магнатом и фактически одним из основателей современной американской журналистики. То есть из семьи венгерских лавочников с выученным в зрелом возрасте английским он стал таким основоположником американской журналистики в целом.
ДОЛИН: И премия – журналистская в том числе.
ЮЗЕФОВИЧ: И премия на самом деле очень любопытная.
ДОЛИН: Она очень странная, таких, по-моему, в мире больше нет.
ЮЗЕФОВИЧ: Она чудовищно странная, да, действительно таких больше нету, и она очень американская.
ДОЛИН: Ее, например, композиторы получают.
ЮЗЕФОВИЧ: Там есть "За лучшую песню", не просто композитор, а конкретно за лучшую песню.
ДОЛИН: За песню – я еще понимаю, там хотя бы есть слова. Но когда это получает там Филипп Гласс или Джон Адамс, или Чарльз Айвз… Я сначала, когда это когда-то увидел в каком-то "поминальнике", не мог поверить своим глазам, думал, что это какая-то ошибка закралась в это всё.
ЮЗЕФОВИЧ: Да-да-да, кажется, что… И при этом еще есть премия, та же самая премия вручается за лучший, например, фоторепортаж на локальную тему, то есть это…
ДОЛИН: Это вообще другой вид искусства совсем, третий в смысле.
ЮЗЕФОВИЧ: Абсолютно. Но даже премия, которая литературная, она же не едина. Литературных номинаций внутри Пулитцеровской премии пять. Это за стихотворение, причем, это не за поэтический сборник, это именно за одно стихотворение.
ДОЛИН: Прекрасно. Кто-то должен за это тоже вручать премии и получать.
ЮЗЕФОВИЧ: Да. Один раз вручили за восемь строк. Пулитцеровскую премию один раз получило стихотворение из восьми строк. Не помню, кто написал, но тем не менее. Там есть премия за нон-фикшн и отдельно премия за биографию и автобиографию. А еще есть премия за лучшую пьесу, тоже фактически литературная, и за художественную книгу. И в каждой из этих номинаций есть три степени, то есть там есть первая премия, вторая и третья...
Слушайте в аудиофайле!
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью