Интервью Чем стала революция для русского искусства?
Персоны
100-летие революции: влияние этого события на изобразительное искусство и художников после 17 года.
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, здравствуйте. Среди большого числа выставок, которые посвящены новому искусству и проходят, можно сказать, в рамках 100-летия Октябрьской революции, которое как раз в этом году и есть смысл отметить, есть и такая. Называется она "Новое искусство нового государства". И куратор этой экспозиции Кристина Краснянская сегодня в студии "Вести ФМ". Здравствуйте, Кристина.
КРАСНЯНСКАЯ: Добрый день.
ЗАСЛАВСКИЙ: Ну, я понимаю, что количество выставок, которые посвящены так или иначе 100-летию Октябрьской революции и соответственно 100-летию того, что, в общем-то, связано с взрывом нового искусства – амазонками авангарда и Аполлонами авангарда, Давидами, Голиафами и всем прочим, их действительно в этом году очень много. Есть исторические выставки, есть архивные выставки, есть выставки искусства, безусловно. И даже выставки, посвященные оттепели, они тоже, в общем, проходят сейчас в рамках вот этого вот дистанционного нашего взгляда на то, чем была советская эпоха и советское искусство, на которые мы сегодня уже можем смотреть с определенной временной дистанции. И что можно нового было в этом направлении открыть? Тем более, что, я так понимаю, вы эту выставку делаете вместе с государственными музеями – это и Архитектурный музей щусевский и Бахрушинский театральный. Что здесь галерея в сотрудничестве с государственными собраниями может добавить, так сказать, к уже сказанному и к тому, что еще будет сказано?
КРАСНЯНСКАЯ: Я поняла. Ну, наверное, стоит действительно сказать о том, что на сегодняшний день проходит целый ряд выставок по всему миру, в том числе и Королевская академия в Лондоне показывает выставку "Революция", где собраны работы из разных жанров, представляющие период послереволюционный. Ну, у них идет больше отсылка к конкретному событию – к выставке 32-го года. Задача наша, кураторская, была показать те вещи, которые, наверное, у нас в стране никогда не видели до сих пор. Задачей выставки является попытка ответить на вопрос: чем же все-таки стала революция для русского искусства? Существуют официально две точки зрения, абсолютно полярные. Одна – это то, что, безусловно, революция стала по сути таким катастрофическим событием, разрушившим и нашу страну, и общество, и затормозившим поступательное развитие русского искусства в целом. А вот вторая точка зрения как раз говорит о том, что революция стала таким очень интересным спусковым механизмом, который позволил художникам, архитекторам, дизайнерам попробовать себя в новых живописных системах, спроектировать модели будущих городов. И фактически люди, которые находились в постреволюционном периоде, первые два десятилетия они, конечно же, были очень вдохновлены идеями, и они творили, они работали, безусловно, с властью и для власти, но, тем не менее, они действительно верили в абсолютную такую чистоту этих идей, они строили новое государство. Попытка этой выставки – показать уникальные вещи, уникальные предметы. Выставка охватывает два десятилетия, ну фактически там до 37-го года, и выставка построена по принципу, наверное, с одной стороны, контрфорса. Потому что мы говорим о том, что благодаря революции, во-первых, авангард получил официальное признание, и пусть на недолгий, на короткий период, но авангардисты стали официальными художниками нового государства. И в то же время агитационное искусство появилось. И несмотря на то, что это два разных направления, в то же время не секрет, что, собственно говоря, все художники-авангардисты – первые, кто пошел работать к большевикам. Они создавали плакаты, они создавали шрифты, они писали лозунги, то есть полностью ими была выстроена новая, скажем так, система художественная. И на этой выставке нам удалось благодаря двум музеям показать и в том числе, кстати, неосуществленные амбициозные проекты наших архитекторов...
Слушайте в аудиофайле!
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью