Авторские материалы Настоящий актёр: Александр Калягин отмечает 75-летие на сцене
Персоны
Народному артисту, актеру, режиссеру, художественному руководителю театра Et Cetera Александру Калягину исполняется 75 лет. Его кино- и театральные роли любимы и знакомы каждому. И свой юбилей, как и положено настоящему актеру, Калягин встречает на сцене - сегодня он играет роль Хлестакова в спектакле "Ревизор". Постановку специально ко дню рождения подготовил главный режиссер театра Роберт Стуруа. Александра Калягина поздравляет и театральный обозреватель “Вестей FM” Григорий Заславский.
Александру Калягину, или Сан Санычу, как называют его знакомые с ним люди, говорят, не очень нравится, когда среди десятков, то есть великого множества, сыгранных им ролей называют прежде всего и как чуть ли не главную - тетку Чарлея. Но что поделать, эта роль и правда вспоминается одной из первых. И сыграл он его, да и ее, так, что и сегодня этот фильм или даже отдельные его фрагменты смотрятся с удовольствием, и, как всегда в таких случаях, бывает видно, что и самому Калягину роль эта доставляла радость: он играет этого прохиндея, переодевающегося в женское платье, самозабвенно и совсем по Пастернаку - "цель творчества - самоотдача".
Впрочем, шумихи и успеха в жизни Калягина тоже было немало. И ролей - комических, лирических, мелодраматических, трагикомических - в его кино- и театральной биографии было достаточно. А теперь еще и театр своего имени, и Союз театральных деятелей - как ноша, которую бросить нельзя, и он ее тащит, хочется надеяться, не из последних сил.
Силы есть, что, очевидно, следует из того, что к юбилею он, как и положено настоящему актеру, в качестве лучшего подарка выбрал новую роль. И сегодня Калягин играет Хлестакова в премьере, которую ставит главный режиссер театра Et Cetera Роберт Стуруа - старинный друг, наверное, лучше других чувствующий Калягина-актера. Поэтому и дает ему не роль Городничего, которая, кажется, больше подходит Калягину по возрасту, а Хлестакова, потому что театр - это безумство, это всегда авантюра, и сыграть Хлестакова - мечта любого настоящего актера, а в русском репертуаре, может быть, даже большая мечта, чем сыграть Гамлета или равную Гамлету роль.
Гамлета Калягин не сыграл, хотя многие мотивы этой главной роли мирового трагического репертуара в жизни Калягина были сыграны в самых разных спектаклях и фильмах. В той же "Неоконченной пьесе для механического пианино", как все большие русские актеры, начиная с Михаила Щепкина, он свой комический дар с годами переплавлял в лирико-драматический и даже почти что трагический. Калягину все меньше нравится веселить и все больше - призывать к сочувствию и состраданию. Впрочем, грустные глаза его любимых Чаплина и Райкина всегда сопровождали даже самых отчаянно смешных и нелепых героев Калягина.