Интервью Эрдоган и Меркель делят "своих турок"
Персоны
Взаимоотношения Турции и Германии. Снос советских памятников в Польше. Гость - завкафедрой политики ЕС МГИМО Олег Барабанов.
Ведущие "Вестей ФМ" – Александр Андреев и Ольга Подолян.
АНДРЕЕВ: Олег Николаевич, давайте начнем со взаимоотношений Турции и Германии, потому что, с одной стороны, отношения резко обострились, с другой - подобное с Турцией и странами Евросоюза происходит достаточно регулярно. Вопрос: насколько сейчас это серьезно? Также хотелось бы узнать какие-то подробности о том правозащитнике, который был задержан в Турции и который послужил причиной вот этого нового обострения отношений. Что известно об этом человеке, и почему именно он?
БАРАБАНОВ: Здесь, действительно, проблема отношений Турции и ЕС сложна, и в первую очередь она касается Германии по ряду причин.
Первая причина состоит в том, что, пожалуй, именно в Германии живет самая большая турецкая община в Европе. Так получилось, что не осталось у Германии колоний после Первой мировой войны, державы-победительницы Антанты все отобрали, поэтому Германия не испытывала такого постколониального миграционного пресса на свою территорию, как, допустим, Франция, Бельгия или Англия. Поэтому в Германии не сложилось таких черно-арабских общин, извините за термин, из бывших колоний, которые мы видим в Париже, в Великобритании. Но это не отменяло проблемы с трудовыми ресурсами.
И здесь Западная еще Германия в период холодной войны решила пойти по пути Швеции, поскольку Швеция стала пионером: небольшое население, тоже нет колоний, соответственно, Швеция столкнулась в 60-70-е годы с проблемой нехватки трудовых ресурсов. Швеция начала централизованно завозить трудовые ресурсы из африканских и ряда других стран. И нужно сказать, что на этапе первого поколения у шведов это получалось. И то первое поколение завезенных трудовых мигрантов – арбайтеров, - а не ломанувших и понаехавших из бывших колоний, Швеции удалось переварить, что называется, в хорошем смысле слова. И Западная Германия пошла по этому пути. И была достигнута договоренность с Турцией о том, что Западная Германия приоткрывает для турок свой трудовой рынок. И начали формироваться турецкие общины.
Естественно, поначалу все это было достаточно подконтрольно и отрегулировано. Кроме того, в самой Турции - она тогда была светская, пусть милитаризированная и полудиктатурная, но светская – не исламистская, и, единственное, с чем сталкивались добропорядочные немецкие бюргеры - некий общекультурный шок, но и то в гораздо более мягких формах, чем тот культурный шок, с которым сталкивались парижане, допустим, или брюссельцы.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью