Авторские материалы "маму!" Аронофски не забудешь
На Венецианском кинофестивале показали скандальный фильм "Мама!" Даррена Аронофски. Фильм встретили оглушительным свистом, хотя были и овации. Мистический триллер с Дженнифер Лоуренс и Хавьером Бардемом радикально разделил аудиторию. Все подробности – у обозревателя "Вестей ФМ" Антона Долина.
"мама!" стала главным венецианским скандалом этого года, но это, в том числе, потому, что она же была самой ожидаемой конкурсной картиной. Даррен Аронофски – воспитанник и любимец Венецианского фестиваля. Его "Фонтан" здесь когда-то освистали не менее оглушительно, чем теперь "Маму!". Зато его "Рестлер" с Микки Рурком неожиданно для многих получил "Золотого льва", а его "Черный лебедь" эффектно открывал программу одного из фестивалей. Наконец, сам он возглавлял здесь жюри, и тогда отдал главный приз Александру Сокурову.
Теперь же масла в огонь подливала таинственная аура вокруг "мамы!". Режиссер год работал над этим проектом, держа его в строжайшем секрете. Никто не знал ни сюжета, ни замысла, ни толком даже жанра. Были известны лишь исполнители двух главных ролей – "оскаровская" любимица, героиня "Голодных игр" Дженнифер Лоуренс и самый, вероятно, известный в мире испанский актер современности Хавьер Бардем. И двух второстепенных: живые гуру американского кино – Эд Харрис и Мишель Пфайфер.
Итак, о чем же "мама!"? Фильм начинается в огромном доме, стоящем посреди красивого сада, и за пределы этого пространства так и не выходит, хотя со временем зритель начинает понимать: речь идет не столько об одной семье, сколько обо всем человечестве. Недаром же герои фильма безымянны. Он – Бардем – поэт в состоянии творческого кризиса: он знаменит и успешен, но что с того? Ему не пишется, и даже красавица-жена – Лоуренс – не в состоянии его утешить.
Все меняется, когда в дом приходят незваные гости. Сперва доктор – Харрис, – который и сам тяжело болен. Затем его жена – Пфайфер. Потом – их двое взрослых сыновей. А когда случается непредвиденная беда, – все их друзья, знакомые и близкие; сперва на поминки, а потом – на праздник. Придя в дом, они его отказываются покидать. И это лишь первая половина, уже намекающая и на "Сияние", и на "Ребенка Розмари". Во второй мама станет, наконец, мамой – то есть забеременеет, – а ее счастливый муж снова примется творить. Но и это не к добру: ведь дом по-прежнему осаждают толпы незнакомцев – фанатов и фанатиков.
О чем этот виртуозный, тревожный, необаятельный, но в чем-то неотразимый фильм? Об отношениях и взаимозависимости мужчины и женщины, об эгоизме и эксплуатации. О творческом процессе и порожденных им демонах. О женских страхах и мужском нарциссизме. Но еще, верьте или нет, об устройстве мира и человечества: Аронофски показал не просто хоррор, а настоящую космогонию с богом, дьяволом, апокалипсисом и Девой Марией.
Не верите? Проверьте сами. Но будьте готовы, что и вам может захотеться затопать ногами и засвистеть. Или нет: реакция на такое бешеное, бескомпромиссное, наглое, во всех отношениях чрезмерное кино обязательно будет сильной, но не обязательно позитивной. Одно лишь гарантировано: вы еще не скоро забудете "Маму!".