Авторские материалы "Налог на тунеядство" затронет имущество
Персоны
В случае введения налога на самозанятых нужно учитывать не только их доходы, но и имущество, находящееся в собственности. Об этом, как передает агентство РИА, заявил министр труда Максим Топилин. По его словам, люди, которые работают нелегально, формально имеют нулевой доход и не осуществляют страховых выплат, и в тоже время пользуются всеми видами социальной помощи. Возможен ли здесь дифференцированный подход с учетом их собственности, выяснял корреспондент "Вестей ФМ" Борис Бейлин.
До сих пор при обсуждении вопроса о введении налога на самозанятых речь шла только о фиксированном сборе. Его могли бы платить в обязательном порядке все трудоспособные, но при этом формально неработающие россияне. Ведь те, кто не работает или работает в теневой сфере, пользуются различными бесплатными услугами. Прежде всего медицинской помощью. Аналогичная система существует в Белоруссии. Там был введен так называемый налог на тунеядцев. Все люди, постоянно проживающие в этой стране, но не платящие налогов, должны ежегодно выплачивать в бюджет сумму эквивалентную 250 долларам.
В России неоднократно предлагали присмотреться к белорусскому опыту. Министр труда Максим Топилин ранее отмечал, что размер такого налога мог бы составить 25 тысяч рублей в год. Строго говоря, это даже не налог: 10 тысяч рублей должны поступать в систему медицинского страхования, а 15 тысяч - в Пенсионный фонд, для формирования будущей пенсии.
Теперь же в Министерстве труда говорят о дифференцированном подходе. По словам Максима Топилина, в случае обложения самозаняты, власти будут учитывать их имущество. Это действительно новация, отмечает юрист, гендиректор компании "Актуальный менеджмент" Екатерина Шестакова:
"Подобных аналогов нет ни в Европе, ни в Азии, ни в США. В США есть система, когда учитывается совокупный доход семьи при расчете налога".
Но нигде в мире не учитывают стоимость имущества граждан при выплатах в страховые фонды. В той же Америке все гораздо проще, говорит проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов:
"Возьмем США. Там вообще страховая система. Человек, который не уплатил взнос в систему медицинского страхования, просто лишается права получать медицинское обслуживание. Аналогичная система существует в европейских странах. То есть не платишь - не получаешь. За исключением экстренной медицинской помощи".
В Министерстве труда пока не уточняют, как будет учитываться имущество граждан при налогообложении самозанятых. Казалось бы, самый простой вариант - обязать платить взносы только тех не работающих, у которых есть собственность на ту или иную сумму. Однако наличие недвижимости или машины не может быть свидетельством того, что человек работает в теневой сфере, и имеет какой-то скрытый доход, продолжает Александр Сафонов:
"Вопрос: каким образом понять, что человек самозанят или несамозанят? Наличие собственности не означает то, что человек работает. Например, мать, которая вынуждена ухаживать за ребенком-инвалидом (даже являясь совладельцем квартиры или дачного участка) не может быть отнесена к самозанятым".
Другой возможный вариант - считать для неработающих сумму покупки квартиры или машины скрытым доходом. И высчитывать налог с этих денег. Но это будет двойным налогообложением, поясняет Екатерина Шестакова:
"То имущество, на которое человек заработал до того, как потерял работу, либо до того, как имел постоянный доход, будет учитываться для целей налогообложения, то имущество, за которое он уже фактически уплатил налоги (НДФЛ), - эта система не имеет аналогов в мире. Те же две квартиры он может получить в дар либо по наследству".
Еще один вариант - установить базовый взнос для неработающих трудоспособных граждан. И увеличивать его в зависимости от стоимости их имущества: квартир, машин и загородных домов.
Повторю, что пока в Министерстве труда не поясняют свою инициативу. А в правительстве вообще предпочитают говорить не о "налоге на тунеядцев", а о вовлечении в систему социальных платежей тех, кто пользуются такой системой, но ничего при этом не платит. Таких в России сейчас около 15 миллионов.