Авторские материалы Лётный минимум: как будут действовать новые правила провоза ручной клади
Персоны
Не меньше 5 килограммов в одни руки: Минтранс утвердил новые правила бесплатного провоза ручной клади на рейсах российских авиакомпаний. Кроме того, разработан подробный список вещей, разрешенных к проносу на борт без каких-либо доплат со стороны пассажира. В него добавили рюкзаки и покупки из магазинов duty free. Эксперты полагают, что пассажиры не сразу привыкнут к новым правилам и тарифам. В чем подвох, разбирался экономический обозреватель "Вестей FM" Валерий Емельянов.
Недавно в России разрешили продавать так называемые безбагажные невозвратные билеты. У путешественников сразу же появились вопросы: что будет с ручной кладью - она идет за отдельную плату или все же включена в стоимость? Новые поправки от Минстранса как раз и уточняют этот момент.
Авиабилеты разбили на 3 класса. Самые комфортные - возвратные с предоплаченным багажом. Но они при этом и самые дорогие. Далее идут невозвратные с минимальной нормой багажа. Как следует из названия, сдать их нельзя. Багаж входит в стоимость - но не более 10 килограммов на человека. И третий, самый бюджетный класс - это безбагажные невозвратные. Поменять или сдать их нельзя, багаж везут только за деньги. Впрочем, это не значит, что обладатель самого дешевого билета обязан лететь совсем без вещей. Для всех трех видов тарифов установлен бесплатный "довесок" - 5 кило ручной клади на человека - столько вещей можно пронести в салон.
Предполагается, что невозвратные тарифы - с лимитами от 5 до 15 килограммов - будут применяться в основном на рейсах лоукостеров. Комментирует гендиректор компании "Финэкспертиза" Агван Микаелян.
МИКАЕЛЯН: На мой взгляд, ограничение 5 килограммами - это поездки на 1 день, не более того. Туда попадают все командировочные, поездки выходного дня. Скажем, слетать из Москвы в Казань или Петербург, денечек погулять по городу. Наверное, большим спросом все-таки будут пользоваться поездки с лимитом до 10 килограммов в багаже. Это более реальная цифра для отпускников и удобная база потребителей для лоукоста.
Важная оговорка: ограничения в новых правилах - это гарантированный государством минимум услуг. То есть авиакомпании при желании могут пускать на борт пассажиров с вещами весом более 5 килограммов и принимать в багаж сумки свыше 10 кило. Большинство перевозчиков уже заявляли, что сохранят свои внутренние правила без изменений, потому что по ним норма провоза - больше.
Еще одна порция поправок затрагивает перечень предметов, которые можно проносить на борт бесплатно. В качестве ручной клади, помимо дамских сумочек, мужских портфелей, предметов одежды, детских вещей и букета цветов, можно будет взять рюкзаки и пакеты с покупками из duty free. То есть к привычному списку все-таки добавили 2 пункта, которые раньше вызывали самые ожесточенные конфликты на борту. Но с оговоркой - авиакомпании смогут ограничить габариты ручной клади (для этого в аэропортах будут введены специальные измерительные рамки). Ну и требование "не более 5 килограммов" может распространиться на всю ручную кладь в сумме. Так что из-за пары бутылок, купленных в duty free, внезапно придётся доплатить за перевес, о чем наверняка многие пассажиры узнают в самый последний момент, рассуждает пиар-менеджер портала Aviasales Янис Дзенис.
ДЗЕНИС: Важно обратить внимание на то, что в России живет 145 миллионов человек, а летает из них в лучшем случае 15. Поэтому люди, которые только начинают летать, будут крайне удивлены тому, что с собой на борт многое пронести будет нельзя. Поэтому, я думаю, что истории, которые бушевали раньше, в любом случае будут повторяться, но уже не по умыслу компании, а из-за незнания правил самими пассажирами.
Телефоны, планшеты и прочая портативная электроника в перечень бесплатно провозимых вещей не попали. Как следует из обновленных правил, гаджеты, а также книги, зонты и другие малогабаритные предметы будут прибавлять к весу ручной клади. При этом ничего не говорится о том, обязан пассажир иметь для них сумку или нет. Известны случаи, когда представители компаний требовали убирать детские игрушки или даже разрешенные к провозу бутылочки в какую-то отдельную тару. А при отказе вынуждали доплатить за перевес.
Впрочем, некоторые из новых правил однозначно упрощают жизнь пассажирам. Например, багаж группы людей официально разрешили суммировать. У некоторых компаний это правило уже давно действует, у других, наоборот, запрещено. Также поправки узаконили электронную регистрацию. Тем, кто зарегистрируется на рейс самостоятельно, гарантируют, что ручную кладь маркировать наклейками не нужно - достаточно взвесить ее перед выходом на посадку. Раньше из-за этого регулярно возникали споры.