Авторские материалы Один язык - четыре танца: премьера в театре Станиславского и Немировича-Данченко

27 ноября 2017, 18:08

Персоны

Танцевальный диалог. В московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко прошла премьера 4 одноактных балетов "Баланчин/Тейлор/Гарнье/Экман". Борьба и единство классической и современной хореографии, путешествие в закулисье и откровения о темной стороне балета под музыку Чайковского, Генделя и Паше, все это - в новом спектакле. На премьере побывала корреспондент "Вестей FM" Анна Владимирова

Грации в голубом "рисуют" чистые линии танца на фоне светлого неба - так начинается "Серенада". Впервые этот балет поставил знаменитый Джордж Баланчин в 1935 году. Отец неоклассицизма - он убирал со сцены лишние предметы и декорации. Открытое пространство и тело артиста - все, что нужно для спектакля, утверждал хореограф. Сегодня "Серенада" Баланчина - уже классика. Особенно в соседстве с дерзким "Ореолом", придуманным в 1962 году американским модернистом Полом Тейлором. Впрочем, каждая из 4 историй в этом спектакле дополняет другую, говорит худрук балета театра Лоран Илер.

ИЛЕР: Я хотел показать, что язык на самом деле - один во всех этих 4 произведениях. Тот же самый балет Баланчина "Серенада", или "Ореол" - они могли быть созданы вчера. Это очень современные вещи. Главное - язык, который мы используем, рассказывая балетный текст, и красота почерка. Когда стопы голые - мы очень близки к земле. А когда на пуантах - мы возносимся ввысь. В этом - и легкость балета, и одновременно его сложность. Все здесь сплетается вместе.

В "Ореоле" примы освобождаются от пуантов и уверенно встают на полную стопу, забывая о па-де-де. А в балете "Онис" Жака Гарнье премьеры выбиваются из ритма классики в искрометном танцевальном трио под аккордеон. И потом наступает момент откровения. В финальном балете - "Тюле" - артисты говорят о себе вслух. К языку музыки и танца прибавляются слова. На импровизированном классе танцовщицы признаются, как боятся сбиться с темпа или упасть со сцены в вихре фуэтэ. И все это - не выходя из контекста спектакля. Рассказывает прима-балерина Оксана Кардаш.

КАРДАШ: Мы стараемся сами вникнуть в суть того, что мы делаем, чтобы это было всегда по-разному, чтобы все балеты отличались друг от друга, несмотря на то, что одни и те же люди танцуют. Передавать абсолютно разные настроения, разные темы, разные мысли.     

Работать с нестандартной хореографией для классического танцовщика и радость, и вызов. Организм должен принять новую технику, не забывая об основной, продолжает Оксана Кардаш.

КАРДАШ: Современная хореография для тела - всегда ломкая. Нужно себя немножко сломать, перестроить. Это по-другому: с одной стороны - легче, а с другой стороны - тяжелее. Потому что у тебя работают другие абсолютно мышцы и ты себя иначе совершенно чувствуешь, чем когда ты танцуешь "Лебединое озеро" или "Баядерку". Вот, например, у нас через три дня "Баядерка" - и это очень серьезный момент, как успеть перестроиться, потому что все будет болеть и па де буре в пятой позиции будет уже не так легко делать. 

Балеты-сборники в афише театра Станиславского и дальше будут появляться наряду с привычными названиями. Неожиданные шаги, эксперименты, смешение жанров - именно это разбавляет на сцене консервативную скуку. И именно это впоследствии становится  классикой.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация