Картинка

Интервью Белые перчатки – высшая ступень аукционного мастерства

16 декабря 2017, 02:05

Персоны

Итоги осенних аукционных торгов произведениями русского искусства.

ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И, естественно, два раза в год мы говорим о торгах, русских торгах лондонских. И, может быть, не только лондонских, если успеем. И я рад приветствовать в этой студии замечательного арт-критика и специалиста по всему, что касается старого искусства. Это Дмитрий Буткевич. Дмитрий Олегович, добрый день.

БУТКЕВИЧ: Добрый день.

ЗАСЛАВСКИЙ: Ну что, что-то хорошее есть в этих торгах, радующее глаз, слух? Я, потому что побывав на балете "Нуриев", если с чем уж точно не согласился, так это с тем, как изображен аукцион. Понятно, что после смерти Нуриева прошла целая эпоха, и сегодняшние аукционы выглядят абсолютно не так, как это было раньше.

БУТКЕВИЧ: Ну, это очень интересно, я пока "Нуриева" … "Нуреева" или "Нуриева"…

ЗАСЛАВСКИЙ: "Нуреева".

БУТКЕВИЧ: "Нуреев" называется?

ЗАСЛАВСКИЙ: Балет, да.

БУТКЕВИЧ: Хорошо. Я "Нуреева" пока не видел, но читал о том, что там есть аукционист. Меня это удивило. Не выглядит ли это, кстати,  "вставным зубом", интересно?

ЗАСЛАВСКИЙ: Нет-нет, это как раз такой вход в биографию. И это действительно в жизни Нуреева (или Нуриева, как у нас его называли), конечно же, я бы сказал, в посмертной жизни Нуреева такой очень важный эпизод. Потому что он был человеком, который жил в последние годы в роскоши: остров, квартиры, дома. А когда он умер, стало ясно, что все это находится в страшных долгах, все его хозяйство, и  этот аукцион был просто необходим для того, чтобы расплатиться со всеми этими долгами. И все мраморные статуи, все эти собранные им коллекции мужской обнаженной натуры живописи старых мастеров – все это ушло с молотка по необходимости, а не по какой-то злой воле наследников.

БУТКЕВИЧ: Ну, кстати, интересно. Действительно, времени прошло много, хотя в принципе основные аукционные термины и основные принципы аукционные, я думаю, с тех пор не изменились. Все равно аукционист (или аукционатор, как говорят продвинутые профессионалы) стоит на трибуне, на сцене, за стойкой. От него, кстати сказать, зависит очень многое, потому что, я считаю, что на самом деле более 50-ти процентов зависит от аукциониста: насколько он сумеет раскрутить зал, насколько он чувствует зал, насколько он является психологом. Поэтому, собственно говоря, профессия аукциониста (вот не знаю, знают ли это наши радиослушатели) является высшей иерархией аукционных домов. Не президент аукционного дома – наиболее престижная должность, а именно аукционист. Люди растут до этого долго. Ну и последнее, что скажу про аукционистов, что есть такое понятие "белые перчатки". Это когда аукционист продает все 100 процентов аукциона, и ему выдают белые перчатки. Не у каждого из крупнейших моих знакомых аукционистов одни, максимум две пары. То есть это, в общем, высшая такая ступень аукционного мастерства. Но это мы сделали небольшое отступление. Давайте вернемся к русским торгам, собственно говоря, к теме нашего сегодняшнего разговора. Действительно, как вы и сказали, Григорий Анатольевич, дважды в год Лондон превращается в столицу русского арт-бизнеса, туда съезжаются все представители русского сегмента художественного рынка, как мы всегда раньше говорили, русскоязычные коллекционеры, арт-дилеры со всех концов света и из России, естественно. Украина, Латвия (сейчас навскидку подумаю), Венгрия, США, Израиль, Германия, Великобритания и Франция – где живут наши бывшие соотечественники. Это довольно большой сегмент рынка. Их собиралось несколько тысяч человек в лучшие годы, которые принято некрасиво называть "жирными годами". Сейчас, конечно, не та ситуация вообще на мировом арт-рынке. Хотя надо сказать, что на мировом-то арт-рынке как раз все нормально.

ЗАСЛАВСКИЙ: Ну да. Потому что, когда я смотрю вот на китайские торги, которые, конечно же, совсем не такие скромные, и на их фоне вот вся эта каждый раз возникающая вакханалия вокруг русских торгов просто меркнет и тускнеет.

БУТКЕВИЧ: Да, совершенно верно. Там и цены совершенно иные, отличающиеся не на порядок, а на десять порядков. У нас до сих пор там крупнейшие результаты...

Слушайте в аудиофайле!

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация