Авторские материалы Можно ли обмануть детектор лжи?
Персоны
Установить правду. Современная наука предлагает в помощь детекторы лжи. Через такие аппараты полиция, например, пропускает и подозреваемых в серьезных преступлениях. Но окончательным доказательством в уголовных делах результат анализа ответов не является. Между тем разного рода объявлений о проверке частной жизни за немалые деньги в Интернете предостаточно. И семейные конфликты - далеко не главная тема обращений к специалистам. Именно во множественном числе, потому что настоящее исследование на полиграфе проводят сразу несколько экспертов. Датчики детектора надел на себя и обозреватель "Вестей FM" Сергей Артемов.
Таинственная машина, которая выведывает все секреты, - так показывали полиграф в советских шпионских фильмах полвека назад. И наши героические разведчики всегда находили в себе силы обмануть иностранную техническую диковину. Сегодня детекторы лжи производят и российские компании. Отечественным прибором, например, пользуется и специалист компании "Полиграф-эксперт" Олег Барышев. Он уверенно говорит: "тестирование на правду" теперь - многогранное.
БАРЫШЕВ: Тенденция сейчас, что там не только показания полиграфа, но и плюс к нему - современные технологии выявления лжи. Это - профайлинг, когда смотрят, как вы разговариваете, как вы жестикулируете, как сидите. Эта технология даже отдельно от полиграфа может давать выводы. Еще одна очень хорошая технология - НЛП, нейролингвистическое программирование, позволяющая прочитать, врет человек или не врет, по глазным движениям. Есть такой термин в НЛП - конгруэнтность.
Дальнейшее описание экспертом конгруэнтности на практическом примере натолкнуло на мысль: а ведь с этим буквально ежедневно приходится сталкиваться каждому из нас! И подсознательное впечатление о собеседнике словно складывает какой-то внутренний "детектор лжи".
БАРЫШЕВ: Вы говорите: "Олег, ты мне одолжишь денег?". - А я говорю: "У меня нет". Весь закрылся, прямо скукожился. Короче, я вас обманываю, и вы по мне видите, что сообщаемая мной информация не соответствует действительности. Вот если политиков посмотреть, то на них очень хорошо можно увидеть, когда они говорят правду, декларативно что-то обещают, лгут либо вынуждены лгать.
Датчики - вокруг живота, груди и головы. Еще 3 отдельных контакта - на большой, указательный и безымянный пальцы. Провода тянутся в небольшую коробочку, которая соединена с ноутбуком. В нем - специальная программа. Вот так выглядит полиграф. Олег Барышев предложил попробовать обмануть или скрыть - есть ли у меня домашнее животное. Несколько минут - на подготовку вопросов. Их набралось около 20. Эксперт прокомментировал диаграммы на мониторе.
БАРЫШЕВ: Так, смотрим. Имеем реакцию - самую сильную эмоциональную - на попугая. Вот у нас пик по кожно-гальванической реакции и вот у нас сердечная активность, сердечная деятельность - наиболее стрессовая на этот стимул. Мы вынуждены будем провести еще один тест, потому что у нас на кошку имеется изменение дыхания, причем - уникальное изменение дыхания, это так называемая лесенка. Вот оно идет с повышением - видно, да? И объем дыхания изменился. То есть мы обязаны обратить внимание - что-то с кошкой связано.
В общем, и дальше отпираться, что у меня живет кошка, было бесполезно. А попугай - когда-то давно мама забыла закрыть клетку, он вылетел - и в окно. Больше птиц в нашей семье не заводили. Индикатор на детское воспоминание сработал четко. И это - безо всяких психологов и экспертов по поведению. Легкий вариант, обговоренный заранее. Но есть ощущение, что подобным трудом в одно лицо пытаются заработать и многочисленные "сертифицированные искатели правды", как они себя рекламируют в Интернете.
Звонок по случайному номеру из сотен предложений. Якобы нужно проверить супругу.
ОПЕРАТОР: Стоит 5000 рублей.
КОРР.: Это у вас стандартная цена за проверку супружеских измен?
ОПЕРАТОР: В зависимости от запросов клиента цена может возрасти.
КОРР.: А у вас как проходит экспертиза? У вас есть аппарат?
ОПЕРАТОР: Да, полиграф. На него все документы есть.
КОРР.: А подскажите, экспертизу проводит только оператор полиграфа или еще психологи есть, которые профайлингом занимаются или НЛП?
ОПЕРАТОР: Наши специалисты все владеют навыками профайлинга; работает один.
КОРР.: И он со всем знаком?
ОПЕРАТОР: Ну, в прошлом, все являлись сотрудниками специальных служб, в том числе и я.
Кстати, проверка на супружескую верность - далеко не на первом месте среди заявок на исследование полиграфом. Да и вряд ли семейные отношения может скрепить настойчивое желание мужа узнать все подробности о жизни своей жены. Угроза приглашения на детектор, скорее, может быть профилактикой, шутит кандидат психологических наук Михаил Молоканов.
МОЛОКАНОВ: Основной эффект детекторов лжи как раз в том, чтобы предложить, а если человек откажется, то начинаешь задумываться.
Чаще же всего к специалистам, по словам Олега Барышева, обращаются родители.
БАРЫШЕВ: Краж очень много со стороны домашнего персонала. Второй момент: среди домашнего персонала есть много психологически неадекватных людей - горничные, нянечки и так далее. Очень много такого рода заказов на лояльность персонала.
КОРР.: То есть, если дома нет камеры видеонаблюдения, с помощью полиграфа можно составить четкое представление о том, что та же сама няня бьет ребенка?
БАРЫШЕВ: Да. И у нее, может быть, есть к этому предрасположенность - скрытая агрессивность. У нее могут быть психологические отклонения.
И потому, заметил эксперт, детектор лжи вполне уместен не только как прибор, выявляющий что-то нехорошее постфактум, но и как аргументированный предсказатель возможных отклонений в поведении интересующего человека. Этим активно пользуются в последние годы и кадровые службы, периодически тестируя сотрудников в банках и крупных компаниях. Формально процедура эта - добровольная, в Трудовом кодексе никак не упомянутая, говорит адвокат Владислав Кочерин.
КОЧЕРИН: Но на практике часто эту процедуру приходится проходить работникам, находящимся в подчиненном положении. Если они не выполнят указания, то они могут потерять работу или получить какие-то иные проблемы.
Отказаться от проверки на работе можно, но отказов практически нет. Да и какой смысл отказываться? Если прибор измеряет фактически биоритмы человека, то это - сродни медосмотру, полагает Михаил Молоканов. Впрочем, с более серьезными последствиями. И потому, если за душой нет ничего дурного, идти на тестирование надо с высоко поднятой головой.
МОЛОКАНОВ: Наверное, вы можете "качать права". А что такое? Вам предложили, вы отказались, после чего вас уволили. Докажите, что увольнение было из-за этого! Потом просто включайте свой социальный интеллект: если вы хотите работать в этой организации, то подумайте о том, что вы окажетесь единственным, кто не пройдет детектор лжи. Как к вам будут другие относиться? Как отношения в коллективе сложатся? Зачем вам это надо?
Правоохранительные органы часто проверяют на полиграфе подозреваемых, хотя, отмечает Владислав Кочерин, эта процедура четко не прописана в законах. И если гражданин отказывается от теста, наказать его за это нельзя.
КОЧЕРИН: Такой отказ часто характеризует ситуацию и позволяет делать определенные выводы, но не является прямым доказательством чего-либо. Можно назначить такую экспертизу, но, опять же, обязать ее пройти никого нельзя.
Полиграф, вероятно, был бы легким способом установить, брал ли кто-то взятку и какую сумму, ограбил ли кто-то человека или что-то украл. Но и в судебных делах, как и в корпоративных исследованиях, результат проверки - не догма, а лишь психофизически обоснованная рекомендация, заключает Владислав Кочерин.
КОЧЕРИН: Когда, допустим, доказательства - противоречивые, нет стопроцентной уверенности, вот такое заключение может дать больше возможностей для суда принять решение. Но единственным доказательством это быть не может.
В Интернете можно найти и продавцов занятных книжек - "Как обмануть детектор лжи". Эти издания - из серии самой бесполезной литературы, говорят эксперты. Если за исследование возьмется недоучка - он сам никогда не разберется в показаниях прибора, если мошенник - на результат ему наплевать, главное - деньги от клиента. Ну а группа специалистов всегда разберется, что к чему. И, наверное, поэтому лучше никогда не попадать в жизненные ситуации, где единственным арбитром истины становится полиграф.