Интервью Можно ли поставить спектакль, не нарушая закон?
Персоны
Законодательство в области культуры.
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И сегодня я хотел бы поговорить в студии "Вестей ФМ" о том, о чем театральные деятели постоянно говорят (а особенно когда они встречаются с кем-то из руководителей нашего государства), - о том, как довольно конфликтно существует творчество и наше российское сегодняшнее законодательство. В свое время был один закон, с которым все боролись, и благодаря президенту не один раз какие-то поправки важные в него вносились. А сейчас 44-й закон о госзакупках, и тот уже номер забылся. И, в общем, снова разнообразные, довольно печальные и невеселые сюжеты омрачают уходящий год. И я рад представить в студии "Вести ФМ" Народного артиста России, художественного руководителя Российского академического молодежного театра Алексея Владимировича Бородина. Здравствуйте, Алексей Владимирович.
БОРОДИН: Добрый день, здравствуйте.
ЗАСЛАВСКИЙ: Дмитрия Мозгового – заместителя председателя Союза театральных деятелей Российской Федерации. Добрый день.
МОЗГОВОЙ: Здравствуйте.
ЗАСЛАВСКИЙ: И юриста Карину Кондрашову. Здравствуйте, Карина.
КОНДРАШОВА: Здравствуйте.
ЗАСЛАВСКИЙ: Я вспомнил, как много лет назад в Малом зале Государственной Думы были слушания, которые были посвящены совершенствованию законодательства в области театрального искусства. И когда вышел на трибуну Михаил Ефимович Швыдкой (я уж не помню, кем он в тот момент тогда был), он вспомнил старый анекдот про психбольницу, где больные просто пронумеровали анекдоты и называли там "первый", "второй" и начинали смеяться. Вот точно так же здесь, вот в этой среде театральных деятелей, можно называть номера законов, и все будут смеяться или наоборот плакать. И я не могу не вспомнить, начиная сегодняшний разговор о том, что все, что происходит в нашей театральной жизни, в общем-то, не ново. Потому что несколько лет назад, хотя уже относительно давно, была довольно грустная история, которая коснулась тогдашнего директора Центрального академического театра кукол имени Сергея Образцова Андрея Лучина, когда была вся эта история с захватом, с спецназом в масках, которые пришли в Театр Образцова, изымали, вынимали документы, говорили о том, что он совершил мошенничество в особо крупных размерах, назывались какие-то страшные, хотя по нынешним временам не такие уж большие суммы, там 19 с чем-то миллионов рублей. А потом на протяжении более чем года он провел все это время в СИЗО, выяснялось, что спектакли были поставлены, что в итоге действительно было нарушение в виде появлявшихся каждый раз фирм-однодневок, но эти фирмы – это чуть ли не единственное, что вообще позволило эти спектакли выпустить. И без обналички не удалось бы передать все эти заказы на четыре спектакля, повторяю, все они вышли, все они были замечательно сделаны, все они вышли в итоге дешевле, чем это было бы, если бы действовал этот самый закон, и делали кукол профессиональные мастера. Но все равно он был приговорен, правда, к условным, но пяти годам. И слава Богу, что он продолжает счастливо работать в Театре Образцова. …
И я бы начал вот с такого вопроса. Скажите, а вот в принципе можно ли поставить сегодня спектакль, не нарушая наше сегодняшнее российское законодательство? Потому что этот вопрос, он постоянно порождает дискуссии. О совершенствовании говорят все, в том числе и президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, но при этом все равно остается для меня этот вопрос: вот можно поставить или нельзя? Потому что там про то, как сложно, я понимаю. А можно ли? Как представитель Союза театральных деятелей…
МОЗГОВОЙ: У меня есть абстрактный пример. Я считаю, что, конечно же, это возможно. Сложно, но возможно. Например, в рамках нашего фестиваля была встреча с генеральным директором Большого театра Владимиром Георгиевичем Уриным, который тоже рассказывал про несовершенство законодательство, приводил конкретные примеры, но говорил, что в любом случае, если у тебя хороший менеджмент, это можно сделать. Единственное, что с увеличением вот этих, так сказать, фильтров и этих всех федеральных законов и бюрократической сложности просто театру приходится нанимать новых сотрудников и брать в штат к себе дополнительных юристов, дополнительных бухгалтеров, которые обслуживают вот эти все процессы. … И второй факт этого, что, как вы понимаете, экономия – это не равно хорошее качество, особенно в такой специфической сфере как театральное искусство.
ЗАСЛАВСКИЙ: Алексей Владимирович, а вот бывает такое, что вы говорите: вот я хочу поставить так-то и так-то, а вам говорили, что это невозможно?
БОРОДИН: Вы знаете, это происходит на каждом шагу. И все дело в том, с каким директором я имею дело, и как он будет решать те или иные вопросы. Вот и всё. Мне кажется, что в рамках этих очень тяжело, мне кажется, работать. И эти рамки по существу так глушат, что называется, какую-то энергию, эксперименты, пробы и так далее, что для живого театра абсолютно естественны.
КОНДРАШОВА: Но проблемы действительно остаются, и в том числе то, что Дмитрий говорил, проблемы обслуживания этого 44-го федерального закона. Хорошо, когда вы Большой театр – вы можете позволить себе эти расходы, а когда вы маленький театр, и у вас весь штат 30-40 человек, вы просто не можете себе позволить оплачивать таких специалистов, вам учредитель не утвердит эти ставки новые, новых специалистов. И в результате руководитель вынужден давать соответствующие задания людям, которые или не имеют образования соответствующие, или его получили, но не имеют большой практики, и неизбежно возникают те самые нарушения, о которых мы тут говорим...
Слушайте в аудиофайле!
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью