Авторские материалы Райдшеринг - попытка легализовать незаконных перевозчиков?
Персоны
Попутки от "Яндекса". Компания запускает сервис поиска попутчиков. Пассажиры смогут находить машины, которые едут в нужном им направлении, водители - искать людей, готовых разделить с ними затраты на дорогу. Подобные сервисы - и иностранного, и отечественного происхождения - уже работают на рынке. И уже сталкиваются с рядом проблем и судебных исков. Можно ли говорить о том, что такие ресурсы - попытка легализовать незаконных перевозчиков? Вместе с экспертами разбиралась корреспондент "Вестей FM" Татьяна Григорьянц.
Пока новый сервис "Яндекса" доступен для регистрации лишь водителям со смартфонами на платформе Android. И только в Краснодарском крае и Ростовской области. Доступ для пассажиров запустят в ближайшее время, обещают в компании. А если работа в тестовом режиме на юге России будет успешной, сервис запустят по всей стране.
Впрочем, россияне уже успели попробовать райдшеринг на вкус - спасибо известному французскому агрегатору BlaBlaCar и набирающему популярность отечественному сервису BeepСar. Появление на рынке еще одного ресурса говорит о востребованности услуги, считает председатель Союза пассажиров, член общественного совета при Минтрансе России Кирилл Янков. Но можно говорить и о том, что в некотором роде идет легализация незаконных перевозчиков.
ЯНКОВ: Это действительно частично превращается в легализацию не вполне законных схем перевозок, когда, по сути, коммерческие перевозчики притворяются водителями, которые берут пассажиров. Эта проблема есть. Как ее решить - до конца непонятно: все эти агрегаторы отвечают на определенный общественный запрос.
Однако ряд экспертов готов с этим поспорить. Потому как райдшеринг предполагает поиск попутчиков. И не всегда пассажиру приходится платить за поездку. К примеру, бывает так, что водитель собирается ехать куда-то ночью и ищет разговорчивого компаньона, который не дал бы ему уснуть. "Можно ли в таком случае назвать автовладельца нелегальным перевозчиком?", - задается вопросом автоюрист Дмитрий Славнов.
СЛАВНОВ: Водитель и пассажир, по сути, едут в одну и ту же точку назначения, поэтому цена за услугу может быть вовсе нулевой. Просто подвезти соседа, пешехода, коллегу какого-нибудь. Либо цена будет соизмеримо меньше, чем в том же такси. Я бы не стал говорить, что это - легализация незаконных перевозчиков. Вы же подвозите своих сослуживцев по работе до метро или еще куда-то.
Теряется в определениях и российское законодательство. Правовую сторону вопроса райдшеринга в России еще только предстоит продумать. И не исключено, что в итоге после размышлений просто придут к тому, что будут собирать небольшой налог со всех автовладельцев, предполагает Кирилл Янков.
ЯНКОВ: В нашем законодательстве есть понятие "перевозки по заказу", есть понятие "регулярные перевозки", "такси". И законодательство, и правоприменители пытаются вот эти промежуточные виды перевозок впихнуть вот в эти устоявшиеся схемы. Это, к сожалению, не всегда получается. И как отличить бизнес от взаимодействия частных лиц? И нужно ли вообще их отличать друг от друга? Может быть, их как-то уравнять и с частных лиц тоже какой-то налог собирать?
Пока же все доходы от доставки попутчика целиком идут в карман водителям. Если, конечно, была договоренность с пассажиром об оплате поездки. Если обещали подвезти бесплатно, а на финише просят денег - или просят больше, чем договаривались, вряд ли кто-то сможет пассажиру помочь, говорит автоюрист Дмитрий Славнов.
СЛАВНОВ: Спасение утопающего - дело рук самого утопающего. Если пассажир выбрал данного перевозчика - берет всю ответственность на себя. То есть перед тем как сесть в машину (ему никто не навязывает), он может познакомиться с водителем, может посмотреть, на какой машине он поедет. И, соответственно, если вам не понравился водитель, вы можете от него отказаться. Если техническая исправность машины у вас тоже вызывает вопросы, вы тоже можете отказаться от данной поездки.
Равно как и на водителя ложится вся ответственность, если он посадил к себе в авто неадекватного пассажира. Или, не дай бог, угодил в ДТП, а пассажир получил серьезные травмы. Но если, скажем, кто-то из участников поездки не просто повел себя неадекватно, а нарушил Уголовный кодекс, то пострадавшая сторона должна обратиться за помощью в правоохранительные органы, объясняет автоюрист Дмитрий Славнов.
СЛАВНОВ: Произошла кража - пассажир обязан обратиться и зафиксировать факт кражи водителем, то есть он обращается в подразделение полиции, пишет заявление (это обычная кража, почему нет?). А в подобной услуге также видно, какого водителя вы заказывали, куда вы проехали - это все трекерами отслеживается.
Райдшеринговые компании существуют на международном рынке чуть больше 10 лет. В России набирать популярность стали чуть позже. Однако за это время и в нашей стране, и за ее пределами уже неоднократно возникали скандальные истории с такими перевозками: кражи, грабежи, даже пропажи людей… В сентябре 2017 года Тимашевский районный суд Краснодарского края даже постановил заблокировать один из подобных сервисов на интернет-просторах России. Дело возбуждалось по заявлению местной прокуратуры. И одним из пунктов претензий значился следующий: "Вход на сайт - свободный, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с информацией на странице (где указаны водители, предлагаемые поездки и т.д.) и скопировать ее может любой". В этом случае принцип - тот же, как и в случае с безопасностью, говорит Кирилл Янков.
ЯНКОВ: Дело в том, что всю информацию на таких сайтах размещают сами люди, сам владелец автомашины, сам пассажир. И если вы ее разместили на этом сайте, вы должны понимать, что она может попасть в чьи-то руки и распространятся дальше, и вы не сможете осуществлять над ней контроль. Тайну надо защищать у ее источника.
19 декабря 2017 года Краснодарский краевой суд отменил решение Тимашевского районного о блокировки сайта международного райдшерингового сервиса в России.