Авторские материалы Как интернет-мемы превращаются в бизнес

3 февраля 2018, 04:19

Персоны

Сердитая кошка, апельсин с глазами, Упоротый лис - всё это до боли знакомые интернет-пользователям герои. По популярности они готовы посоревноваться даже со звездами Голливуда. Да и гонорар, как оказывается, у них не отстает. Как зарабатывают на так называемых мемах, рассказывает Андрей Хохлов

Реклама кошачьего корма: пес вбегает в зоомагазин - веселый, игривый, но никак не может найти себе лакомство. И вдруг встречает покупателя, в тележке которого сидит кошка. Постойте, этот тот самый Угрюмая кошка из Интернета! В Сети она мелькает очень часто, к её фотографии придумывают огромное количество надписей - все в духе пессимизма и безысходности. И неспроста. У этой кошки с рождения неправильный прикус, и кажется, что она недовольна всем тем, что вокруг неё происходит. 

Но на самом деле у животного дела идут более чем хорошо. Еще в 2012 году брат хозяйки кошки Табаты Бенсен выложил фотографию четвероногого в социальную сеть. И тут понеслось. Не прошло и года, как во дворе появились папарацци во главе с мем-агентом Беном Лашесом. Он раскрутил кошку по полной - зарегистрировал товарный знак, заключил рекламный контракт на сумму 500 000 долларов. В итоге теперь у животного личный водитель, престижный автомобиль и запас корма на все 9 жизней. А еще животное готовится сняться в полнометражном фильме.

Особой же популярностью в нашей стране пользуется прозванный в народе "упоротым" лис. Тут сама история его появления заставляет улыбнуться. У британки Адель Морзе где-то в чулане завалялось чучело лисы. Она решила продать его через Интернет. Посадила мумию на стул и выложила снимок на онлайн-барахолку. Фото не осталось незамеченным и разлетелось по всему миру. Морзе даже приезжала с выставками в Москву и Петербург. Несмотря на радушный прием, поставить лиса "на поток" не удалось (правда, один из магазинчиков Северной столицы продает игрушки в виде Упоротого лиса  - 1 000 рублей за штуку). А еще Адель и ее чучело снялись в рекламе магазина бытовой техники. В итоге девушка заработала около 10 000 долларов. 

Становится понятно: что лис, что кот своим появлением на ТВ, футболках, кружках, брелоках, чехлах для телефонов обязаны Интернету и чувству юмора пользователей, которые стали к их изображениям придумывать смешные надписи. Раскрученные в соцсетях, у всех на слуху, смешные - мимо них никак не могли пройти компании. Для них это все равно что пригласить суперзвезду для рекламы - товар вроде "ни о чем", но благодаря мему на него все равно обратишь внимание. И рекламодатель готов платить автору сумму, порой сравнимую с гонораром представителя шоу-бизнеса, говорит маркетолог Андрей Амлинский.  

АМЛИНСКИЙ: Авторское право начинается в момент публикации любого контента. Выложил, скажем, своего кота, а он стал популярным. Условно говоря, после миллиона "лайков", как говорят у нас, прочухал и как-то зарегистрировал его. Ну, там, Бондарчук имеет какие-то свои, наверное, расценки на участие в той или иной рекламной компании. Кошка не имеет таких расценок, но владелец кошки, у которого есть предложения от ста крупнейших компаний, может назначать любую цену и получить очень серьезное коммерческое предложение. 

Именно авторское право дает возможность монетизировать такое творчество. Например, мужчина с мема "Свидетель из Фрязина" однажды может заявиться в офис и потребовать денег за использование его изображения в вашей рекламе. Станет ли мем популярным или нет - вопрос креативности и чувства юмора. И, как правило, для его создания не надо никаких особых навыков.  Рисуем что-нибудь в Paint, а потом при помощи Photoshop вставляем в любой снимок. Наподобие так называемого "троллфейса" - сначала им пестрели альбомы пользователей соцсетей, а потом и билборды Москвы. В случае с котом и лисом  - чистое везение, что они стали успешными коммерческими проектами. Никто не ожидал такой международной любви. Но их успех подогревает энтузиазм людей, которые изо дня в день стараются создать что-то похожее. 

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация