Авторские материалы Зубные щётки в цветах георгиевской ленты вызвали скандал

8 февраля 2018, 17:02

Персоны

Патриотизм в зубных щетках вызвал споры среди покупателей. Одна из российских компаний выпускает щетки с именами советских маршалов и в расцветке георгиевской ленты. Предприниматели продают их уже несколько лет, но только сейчас на это обратили внимание скептики, посчитавшие не совсем уместным использовать символику Победы на предметах гигиены. Обозреватель "Вестей FM" Сергей Артемов разбирался в этой истории.

Одна из компаний, выпускающих пластиковые изделия, лет 8 назад наладила выпуск зубных щеток. Их цвет и упаковка резко выделяются на фоне тысяч аналогов на рынке. Креативный директор компании-изготовителя Максим Забардинов, кажется, немало смутился вниманием журналистов к его продукции.

ЗАБАРДИНОВ: Идея такая возникла к 65-летию (Победы – ред.) – выпустить серию с символикой и с теми маршалами, которые получили орден "Победа". Сама щетка – в стиле георгиевской ленточки, этикетки сделаны с маршалами. Естественно, с главнокомандующим. Там – все, кто представлен к ордену "Победа".

На упаковках щеток нет фото иностранцев, удостоенных высшего полководческого ордена СССР, нет также и одного советского награжденного – начальника Генштаба Алексея Антонова, единственного не-маршала из кавалеров.

Лента ордена Победы – самая красочная в советской геральдике. Она состоит из 8 цветов. Но делать зубную щетку или футляр к ней в такой, почти радужной, гамме, по разумению Максима Забардинова, было неуместно, и потому в разработку, а затем на конвейер пошло более привычное патриотическое сочетание двух цветов – оранжевого и черного.

ЗАБАРДИНОВ: Просто решили объединить. Изначально был вариант – просто георгиевская ленточка. Потом решили, чтобы и молодежь обучалась, сделать такой познавательный вариант – когда будут покупать, то и запоминаться будет.

Понятно, что находится немало людей, у которых такая продукция предприятия вызывает недоумение. Все-таки портреты именитых полководцев и средство гигиены – мало совместимые понятия. Вот несколько характерных реплик из соцсетей:

- "А почему не зубочистки с маршалами? Туалетную бумагу с маршалами? Или маршальский коврик? Видите, сколько у меня таких идей! Возьмите к себе маркетологом!".

- "Я вот подумал: а в Китае кто-то выпускает зубные щетки с товарищем Мао и его победными маршалами?".

- "Наши щетки, скорее всего, в Китае и выпускают. Да еще и смеются над нами!".

Но зубные щетки, о которых идет речь, выпускаются в России – в Санкт-Петербурге. На современном немецком оборудовании. И Максим Забардинов отвергает любые намеки на цинизм. Как он заметил нам, уважительное отношение к военной истории для него основано на постоянном к ней буквальном прикосновении.

ЗАБАРДИНОВ: Вообще, я – заместитель командира поискового отряда, и уже почти лет 20 мы занимаемся раскопками под Питером. Были самые большие бои на Синявинских высотах. Мы "поднимаем" бойцов погибших, восстанавливаем имена. Мы дарили щётки ветеранам постоянно. Наоборот, все радовались, все-таки нужная вещь.

Об этих "полезных вещах" родственники советских военачальников даже не знают. Иван Христофорович Баграмян в конце войны командовал войсками 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов. Звание маршала ему было присвоено через 10 лет после Победы, а потому высшего полководческого ордена не был удостоен. О маршальских щетках его внук – Иван Сергеевич – услышал от нас. И расстроенным тоном поделился своим мнением.

БАГРАМЯН: На мой взгляд, в общем-то, это не совсем корректно помещать портреты без, скажем, согласования с родственниками. У нас есть Фонд памяти полководцев Победы, который объединяет потомков всех наших великих полководцев; к нам с такой просьбой никто не обращался.

Правнучка Константина Рокоссовского Ариадна написала нам свой отзыв на эту историю: "У меня только одна претензия к изготовителям: ничего не сообщается о маршале. А в принципе, если кто-то благодаря этим щеткам заинтересуется историей Великой Отечественной войны, это будет очень неплохо".

А есть ли какое-то нарушение закона в публикации фото маршалов на упаковке щеток? 152-ю статью Гражданского кодекса нам прокомментировала кандидат юридических наук Анастасия Рагулина.

РАГУЛИНА: Она называется "Охрана изображений гражданина". В ней говорится, что как обнародование, так и дальнейшее использование изображения гражданина, к чему, в общем-то, мы можем отнести его фотографию, допускается только с согласия этого гражданина, а если гражданин умер, то это возможно только при согласии детей или пережившего супруга. Дальше там описываются случаи, когда такое согласие не требуется. Если изображение используется в государственных, общественных – публичных – целях, тогда – можно.

Изготовители как раз и упирают на государственное и общественное значение их товара. Чистый бизнес у них – на других моделях. Максим Забардинов поясняет: если семья покупает несколько щеток, обычно папе берут синюю, маме – красную, детям – зеленые, желтые или розовые, чтобы не перепутать по соображениям гигиены. Нелогично, если семья купит одинаковые оранжево-черные – всем.

ЗАБАРДИНОВ: Эта щетка, я же говорю, полезная вещь. Она не является каждодневной. Ну, папе подарить или какому-нибудь мужчине на День Победы. Военным дарили такие щетки.

Наверное, шумные общественные кампании за или против подобных товаров неуместны. У каждого – свое отношение к войне, к памяти сражавшихся и погибших родных. И если продукция питерской фабрики зубных щеток возмущает эти чувства, самым действенным будет не покупать ее и отсоветовать делать это другим.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация