Авторские материалы Лифты встали на прикол
Персоны
Жители некоторых многоэтажек столкнулись с проблемой – подъездах установили новые лифты, а запустить не могут. В этом винят Ростехнадзор, который якобы затягивает приёмку лифтов из-за нехватки инспекторов. Специалисты объясняют, что есть претензии к качеству лифтовых кабин после замены. Обозреватель "Вестей ФМ" Павел Анисимов продолжит тему.
Лифт после замены или капитального ремонта можно запускать только после осмотра инспектором Ростехнадзора. Норму вернули летом прошлого года. До этого три года ведомство не занималось проверкой. Штат инспекторов сократили. Нехватка кадров совпала с программой Минстроя по ускоренной замене изношенных лифтов, рассказывает руководитель комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое Сергей Чернышов.
ЧЕРНЫШОВ: Первое, с чем мы столкнулись, – это недостаточное количество инспекторского состава. В Мурманской области сейчас реализуется программа замены 360 лифтов. А там всего 2 инспектора Ростехнадзора. И лифты меняются не только в столичных городах, но и других муниципальных образованиях. Расстояния огромные, всё это требует затрат времени.
В некоторых случаях волокита с вводом лифтов в эксплуатацию носит технический характер. Современные подъёмные механизмы настолько опередили своих предшественников, что не имеет смысла оставлять какие-то старые запчасти, кроме направляющих или рамы для лебёдки. Но если новый лифт монтируют на старые крепления, это уже считается модернизацией, а не заменой подъёмника. В этом случае инспектор должен дать отдельное заключение, что старые металлоконструкции прослужат ещё 25 лет до следующего ремонта подъёмной кабины. Это также тормозит приёмку Ростехнадзором.
Есть претензии и к монтажным организациям, говорит вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров. Некоторые подрядчики пользовались тем, что несколько лет их никто не контролировал, и вместо полной замены лифта делали лишь частичный ремонт.
ЗАХАРОВ: Последние 5 лет инспекторы не выходили, не требовался их выход на приёмку лифта. И, к сожалению, подрядчики-владельцы стали злоупотреблять этим делом. У нас есть информация, когда зная, что придёт инспектор на контрольный осмотр лифта, он с удивлением обнаруживал, что кабина ещё не в шахте, а лежит рядом с подъездом.
Проблема ещё и в том, отмечает Сергей Чернышов, что до сих пор нет административного регламента по вводу лифтов в эксплуатацию.
ЧЕРНЫШОВ: Из-за нехватки этого нормативного документа на местах нет точных действий инспектора по предоставлению этой услуги. В этом году у нас масштабные планы заменить 20 тысяч лифтов. То есть это такая серьёзная нагрузка на систему оформления документов. Но я уверен, что эти системные вопросы мы в ближайшее время с Ростехнадзором и Минстроем сможем отрегулировать.
Бывает, что жители новых многоэтажек тоже вынуждены подниматься до квартиры пешком, так как лифты так и не запущены. Здесь скорее вина управдомов, говорят эксперты. С прошлого года управляющие компании и организации по обслуживанию лифтов должны держать в штате только аттестованных механиков. Раньше такого требования не было, и починку лифта поручали любому электрику. Теперь лифт не включат, пока механик не сдаст экзамен, как на водительские права.