Время и песни Новая жизнь песен Победы
Персоны
Другая жизнь знаменитого "Синего платочка"... и остальные истории.
САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Марат Сафаров и Гия Саралидзе. Это специальный выпуск программы "Время и песни" – песни, посвященные Дню Победы. Марат, приветствую.
САФАРОВ: Приветствую, Гия.
САРАЛИДЗЕ: Начнем мы наш этот праздничный выпуск с песни, мелодия которой была создана задолго до победы и даже еще до войны. Кстати, многие песни, которые были написаны до войны, во время войны получили новое звучание и новую жизнь.
САФАРОВ: Да, это знаменитый "Синий платочек" Клавдии Ивановны Шульженко. Довоенный стиль музыки ощущается и сейчас, даже после многочисленных аранжировок. Вы правы, Гия, действительно очень многие мелодии зажили новой жизнью, конечно, с новыми же и словами, поскольку изменились и обстоятельства. Ну, как гласит история, песня и мелодия была создана в 1940 году, еще в Минске в гостиничном номере музыкантом Ежи Петербургским – знаменитым создателем вальсов, фокстротом, таким довоенным музыкантом. Во время гастролей в Москву эту музыку услышал и написал к ней слова поэт и драматург Яков Галицкий, и она стала шлягером. Ее исполняли, как это ни удивительно сейчас прозвучит, и Лидия Андреевна Русланова, и в то же время Изабелла Юрьева, то есть очень разные певицы. На пластинку "Синий платочек" был записан дважды, и песню подхватили различные оркестры. И вот в предвоенные летние месяцы 40-го года и даже в июне еще, в мирные 1941 года ее исполняли летние оркестры. Но слова ее были совсем иные, непривычные нам сейчас. С начала войны на мотив мелодии "Синего платочка" появилось, конечно, несколько десятков текстовых версий и переделок, таких солдатских очень часто, сатирических, самодеятельных. А тем временем Клавдия Ивановна Шульженко и ее муж Владимир Коралли вместе с созданным ими оркестром, как и многие другие артисты, давали концерты во фронтовых частях. И в февраля 1942 года они выступали на Волховском фронте. Самые тяжелые бои неподалеку от Ладожского озера. Ну где только ни приходилось выступать Клавдии Ивановне – и на опушке леса, и на таких наспех колоченных сценах.
САРАЛИДЗЕ: Да, это мы можем даже видеть в фронтовой хронике.
САФАРОВ: Фронтовой хронике, да, фотографии остались. Клавдия Ивановна специально включала в свои концерты довоенные песни, дабы напомнить бойцам о доме, о мирной жизни. Например, она часто исполняла красивейший романс "Руки": "Руки, вы словно две большие птицы…" Артисты знакомились с бойцами, конечно, после концерта. И вот, в частности, на одном из концертов Клавдии Ивановне представили сотрудника газеты фронтовой "В решающий бой" Волховского фронта Михаила Максимова и сказали, что он поэт. Клавдия Ивановна как творческий человек взяла его на заметку даже здесь, в этих суровых обстоятельствах. И вот Максимов вспоминал: "Узнав, что я пишу стихи, Шульженко попросила меня написать новый текст "Синего платочка". Она сказала: "Песня популярна в народе, у нее приятная мелодия, но нужны слова, которые бы отражали нашу великую битву с фашизмом". Он не спал ночь, сочинял текст, потому что, конечно, это был такое ответственное задание – сама Шульженко просила. И эти стихи появились. Там появилась строчка, сразу же запомнившаяся солдату: "Строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих". Ее через несколько дней и опубликовали во фронтовой печати.
САРАЛИДЗЕ: Здесь вот в этой истории меня, знаешь, что всегда не то что удивляет, а поражает, я бы сказал, что Клавдия Ивановна, понятно, что она могла обратиться к самым ведущим поэтам того времени для того, чтобы ей написали новые слова для этой песни. Но, мне кажется, это была какая-то интуиция человека такого мудрого, что надо было обратиться к человеку, который был на передовой, который все это понимал и который писал бы эти строчки сердцем. Вот это, конечно, очень мудрое решение.
САФАРОВ: Гия, полностью согласен, действительно это так. И эти строки сразу же разошлись, буквально в первые же дни...
Слушайте в аудиофайле!