Время и песни Эти слова о тебе... Песни о Москве-2
Персоны
И снова – шлягеры о Москве. Какие напевы прославляют столицу?
САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Марат Сафаров и Гия Саралидзе. Это программа "Время и песни".
САФАРОВ: Приветствую, Гия.
САРАЛИДЗЕ: Спецпрограмма, поправлю я себя. Дело в том, что в День города, который по традиции проходит в Москве в начале сентября, у нас другая традиция – именно к Дню города мы делаем на нашей радиостанции спецпроект выпуска "Время и песни". Песни, естественно, посвящены Москве. Таких песен очень много. Мы делаем уж второй выпуск, и, поверьте, не повторяемся, и, наверное, можно сделать еще несколько. При том, что все песни, которые мы сегодня будем слушать, на самом деле очень хорошие, и за ними интересная история, как обычно. Но начнем мы с 200-процентного шлягера, наверное, на котором стоит "знак качества", причем "знак качества" вот того самого советского, проверенного временем.
САФАРОВ: Да, действительно, этот шлягер проверен временем. Он появился в конце 1963 года. Арно Бабаджанян и Леонид Дербенев пишут песню всем известную "Лучший город земли". Сама мелодия и стихи этих авторов уже сами по себе были обречены на успех. Фактически у Бабаджаняна и Дербенева никогда не было ничего проходного: все, что создавали эти замечательные эстрадные авторы, все становилось любимым народом.
САРАЛИДЗЕ: Но там вообще песня, мало того, что, во-первых, это твист.
САФАРОВ: Это твист, да.
САРАЛИДЗЕ: Это тогда невероятно популярный.
САФАРОВ: Да. И, к тому же, они работали уже когда над песней, они заранее планировали исполнителя.
САРАЛИДЗЕ: Знали, кто будет.
САФАРОВ: Да, совсем молодого певца, ему был 21 год. Ну, по нынешним меркам, может быть, это нормально, но для того времени это было очень смелое заявление – сделать, значит, исполнителем песни такого молодого и фактически дебютанта Муслима Магомаева.
САРАЛИДЗЕ: А вот интересно, мы когда рассказывали о песне "Свадьба" Муслима Магомаева, известно, что он не очень любил эту песню, при том, что она была тоже шлягером. А вот к этой песне, которая тоже была шлягером и абсолютно ассоциировалась с ним, "Лучший город земли" он любил.
САФАРОВ: Я думаю, что все-таки дело в том, что "Свадьба" (тоже бабаджаняновская мелодия) – все-таки это немножко такой, я бы не сказал низкий жанр, но это немножко уже поросло каким-то мещанством, его заставляли иногда его не слишком трезвые поклонники исполнять "Свадьбу". Например, увидели его где-нибудь на вокзале, скажем, или на улице, или в ресторане, и вот заставляли фактически. Да, понятно, что это ему надоело. А "Лучший город земли" – это все-таки песня концертная, она не застольная. Я думаю, поэтому Муслим и любил именно эту песню. Действительно, это твист. Но надо сказать, что примерно в это же время, в 60-е годы, в стиле твист и Юрий Сергеевич Саульский пишет своего знаменитого "Черного кота", это время твиста. Конечно, твистовые мелодии сразу становились танцевальными, особенно в таких передовых молодежных кафе на улице Горького в Москве. В нижней части улицы Горького неподалеку от Кремля было несколько таких заведений, об этих местах есть упоминания и у Василия Аксенова, и у знаменитого нашего джазмена Алексея Козлова. А режиссер Алексей Габрилович даже снял документальный фильм "Бродвей нашей юности", посвященный…
САРАЛИДЗЕ: Ну вообще это интересная серия Габриловича, чуть-чуть если отвлечься, там у него было и "Двор нашего детства".
САФАРОВ: И все московские.
САРАЛИДЗЕ: Да, все московские. Да, и "Футбол нашего детства", и так далее, и очень хорошая серия.
САФАРОВ: Да. И очень многие участники этих фильмов, их уже нет с нами, но это время запечатлелось благодаря их воспоминаниям. Но, однако, именно твист поначалу помешал подобным мелодиям иметь, как сейчас бы мы сказали, ротацию на радио, поскольку этот стиль Никита Сергеевич Хрущев считал буржуазным, публично обрушился на "Лучший город земли", там и "Черному коту" досталось заодно. И была определенная пауза в исполнении этих мелодий в течение 64-го года. Но Леонид Ильич Брежнев не имел никаких к ним претензий, к этим мелодиям, а уж к Муслиму Магомаеву наоборот питал особую любовь.
САРАЛИДЗЕ: А к Хрущеву наоборот…
САФАРОВ: А к Хрущеву наоборот. И поэтому "Лучший город земли" уже с самого конца, да фактически с октября пресловутого 64-го года, стал опять очень активно исполняться на радио, а потом и на телевидении...
Слушайте в аудиофайле!