Время и песни 1959-й: "Ландыши" родились и сразу же были обвинены в мещанстве
Персоны
Какие песни писались в 1959 году? Об этом Гия Саралидзе беседовал с Маратом Сафаровым в программе "Время и песни" на радио "Вести ФМ".
САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Марат Сафаров и Гия Саралидзе. Марат, приветствую.
САФАРОВ: Приветствую, Гия.
САРАЛИДЗЕ: "Время и песни", сегодня 1959 год. И по традиции сначала немножко о времени. В 1959 году открывается внеочередной XXI съезд КПСС, делается вывод о полной и окончательной победе социализма в СССР. Ну, видимо, полная, наверное, была, а по поводу окончательной чуть-чуть погорячились.
На референдуме в Швейцарии в этом же году граждане высказываются против предоставления женщинам права голоса на федеральных парламентских выборах. На дворе, напомню, 1959 год.
Верховный суд США в этом году отменяет запрет штата Луизиана на межрасовые матчи по боксу.
Лидер тибетского буддизма Далай-лама бежит с оккупированного китайцами Тибета.
В магазинах впервые появляется кукла по имени Барби.
В Москве открывается ВДНХ. И, кстати, вот именно на ВДНХ в ходе визита в СССР на открытии американской выставки в Москве вице-президент США Ричард Никсон имеет, ну можно сказать, тогда еще дружественную дискуссию с советским премьером Никитой Хрущевым.
Кстати, в этом же году 12-дневный визит Никиты Сергеевича Хрущева в США. И там очень любопытное происходит событие. Во время этого визита в семье афроамериканцев, как принято сейчас говорить, Флеминг (они жили в штате Миссисипи) рождается восьмой ребенок, которого называют Никитахрущев.
САФАРОВ: Они видимо, не знали, что это имя и фамилия.
САРАЛИДЗЕ: Да, видимо, да. Ну вот где-то, может быть, до сих пор живет Никитахрущев в штате Миссисипи.
САФАРОВ: Ему уже под 60.
САРАЛИДЗЕ: Да. Ну, надеемся, у него все хорошо сложилось, несмотря на такое имя с фамилией.
САФАРОВ: В отличие от Хрущева.
САРАЛИДЗЕ: Что у нас с песнями?
САФАРОВ: С песнями у нас все замечательно, песни пишутся очень быстро. Оскар Борисович Фельцман сочиняет свои знаменитые "Ландыши", как он говорил, всего за 15 минут. Может быть, лукавил, но во всяком случае действительно эстрадные сочинения, особенно если легкая мелодия, если есть и стихи под руками, сочинялись действительно очень быстро. Но, однако, эта быстрота и успех были обманчивыми, и Оскар Борисович за это свое сочинение расплачивался в течение более чем 20 лет. Конечно, здесь надо сразу сказать, что это не было временем опалы его, ни в коей мере.
САРАЛИДЗЕ: Опала и гонения.
САФАРОВ: Никаких гонений, он был всегда более чем востребован и любим не только слушателями, но и властями, не обходили его и наградами, и всякие разные ответственные поручения ему музыкальные давались, о чем мы будем в дальнейшем говорить. Но так или иначе "Ландыши", конечно, ну так скажем, стали вехой в его творчестве, потому что были практически сразу же обвинены в мещанстве. Буквально 16 мая 1959 года в "Комсомольской правде" была опубликована заметка журналиста Владимира Воронина под названием "Ландыши в жизни и литературе", где говорилось так: "Ландыши не обязательно должны быть цветами. Мы вспомнили о них скорее в значение символа, как о тех скромных цветах поэзии и прозы, которые одни критики называют мелкотемьем, а другие мелкодумьем". И вот эта вот формулировка о мелкотемье, о мещанстве, о банальности текста и музыки преследовали это произведение постоянно.
САРАЛИДЗЕ: Для меня, конечно, остается загадкой…
САФАРОВ: Почему привязались к "Ландышам".
САРАЛИДЗЕ: Да, к "Ландышам". Прекрасный текст, легкий. Да, легкий, наверное, но совершенно безобидный.
САФАРОВ: Ну, сам Оскар Борисович такую версию выдвигал, что было, значит, собрание в Союзе композиторов СССР под предводительством, конечно же, бессменного Тихона Николаевича Хренникова, и там обсуждались вопросы мещанства и мелкотемья в искусстве. Видимо, это была такая партийная, спущенная сверху тема, которую в творческих союзах должны были обсудить. И уже собрание шло к концу, и так и не нашли пример в Союзе композиторов мелкотемья-то. И вдруг в конце этого заседания один композитор, имя которого Оскар Борисович не называл, он был человек очень деликатный, в отличие от своих коллег, вот этот композитор "икс" встал и сказал: "А как же "Ландыши", это и есть пример мелкотемья". Все обрадовались, включили в протокол, стали обсуждать. Ну, как часто бывает, сразу же это оказалось в газетах советских, и началась эта кампания против "Ландышей".
Полностью слушайте в аудиофайле