Время и песни "Московских окон негасимый свет"
Персоны
1960-й год: Хрущев с ботинком, Белка и Стрелка в космосе и песня Хренникова "Московские окна"...
САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Марат Сафаров и Гия Саралидзе. Марат, приветствую.
САФАРОВ: Приветствую, Гия.
САРАЛИДЗЕ: Это программа "Время и песни". Сегодня – 1960-й год. По традиции – по поводу времени. Ну, конечно же, не обойдется без Никиты Сергеевича Хрущева. В этом году, как гласит легенда, он стучит ботинком по трибуне ООН, обещает всем показать "кузькину мать". Не всем – империалистам в основном обещает показать "кузькину мать".
В каком-то смысле это удается. Собаки Белка и Стрелка отправляются в космический полет.
В этом году четверка советских военнослужащих 49 дней дрейфует на барже, которую унесло штормом, в открытом океане они находятся, их мужеством и стойкостью восхищается весь мир, по этому поводу пишут все газеты, начиная от Соединенных Штатов Америки, а именно американские военные моряки обнаруживают. Ребята потом возвращаются в Советский Союз, настоящими героями становятся.
1-го мая (это тоже к вопросу о "кузькиной матери") над Уралом советская ракета сбивает самолет американского шпиона Гарри Пауэрса.
В столице открывают бассейн "Москва".
На президентских выборах в США побеждает, наверное, один из самых популярных и знакомых, наверное, и советским, и российским гражданам президент США – демократ Джон Кеннеди, который сумел обойти республиканца Ричарда Никсона.
Белый дом заявляет, что американские дети стали "слишком жирными" (вот прямо вот так вот), и эта проблема, видимо, на десятилетия…
САФАРОВ: Не преодолена до сих пор.
САРАЛИДЗЕ: Не преодолена до сих пор, да.
В Ленинграде открывается мемориал на Пискаревском кладбище, знаменитый мемориал.
Во Владимирском издательстве выходит первая книга Андрея Вознесенского "Мозаика". Ну, наверное, книга – это очень громко, это такая маленькая брошюрка, так сказать, книжица, но все равно производит очень серьезный резонанс. Тираж в итоге прикрыт, отстранен от работы редактор, который работал.
И вот в таком времени рождаются новые песни.
САФАРОВ: Да, и работают в жанре и старые, и новые исполнители – опытные и молодые. Среди опытных, конечно, Тихон Николаевич Хренников. Он мало, не часто обращается к своим прямым обязанностям композиторским. Когда-то, когда в 48-м году его назначали на пост председателя Союза композиторов, его многоопытная жена Клара Арнольдовна (всегда такая ходила байка по Москве, что именно она управляет Союзом композиторов на самом деле, вот была очень человеком незаурядным и образованным, да и Тихон Николаевич сам, конечно, был образован, но в этой семье такое было распределение обязанностей), так вот она заплакала и сказала: "Ну, Тиша, закончилось твое время как композитора". Действительно, сочинял он редко, больше был на трибунах, в поездках. Но тем не менее в 59-м году сочинил, наверное, одну из самых знаменитых своих вещей – песню "Московские окна". Причем, происходило это все достаточно сложно и незаурядно, появление этой песни. К нему обратился кинорежиссер Григорий Александров, который снимал свой очередной фильм, назывался он "Русский сувенир". Надо сказать, что вот как-то вот время и Александрова, и Любови Орловой уже прошло, оно как-то ушло вместе со сталинской эпохой. Вот еще фильм "Весна" – да, конечно, известен, а потом уже пошел резкий спад. Отношения к картинам Александрова, к его личности, к его поведению, к его каким-то манерам творческим, вот эстетике уже было ироничным. И "Русский сувенир", конечно, был неудачным его произведением...
Слушайте в аудиофайле!