Время и песни 1984-й: "Мохнатый шмель" запомнился всем
Персоны
Что происходило в 1984 году? Какие песни звучали в СССР? Об этом Гия Саралидзе и Марат Сафаров беседовали в программе "Время и песни" на радио "Вести ФМ".
САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Марат Сафаров, Гия Саралидзе. Программа "Время и песни" – 1984 год.
САФАРОВ: Приветствую, Гия.
САРАЛИДЗЕ: Как всегда, справка историческая в начале нашей программы.
Внеочередной Пленум ЦК КПСС 84-го года, Генеральным секретарем ЦК КПСС избирается Константин Черненко. Ему 72 года, совсем скоро Константин Черненко умирает. Единственное, вот я помню по анекдотам того времени: в Кремле Черненко (ну так говорили) имел прозвище "Да, Леонид Ильич". Имеется в виду Брежнев, конечно же.
В 1984 году заявление Национального олимпийского комитета СССР: советские спортсмены не будут принимать участие в Олимпийских Играх в Лос-Анджелесе. Тоже такой прямо мостик в наше настоящее.
Космонавт Светлана Савицкая – первая из женщин выходит в открытый космос.
Президент Рейган, проверяя микрофон перед пресс-конференцией, заявил на всю страну: "Дорогие американцы, я рад сообщить вам, что только что подписал закон об объявлении России вне закона на вечные времена. Бомбежка начнется через пять минут". Вот такие шутки были у американских президентов. Честно говоря, в принципе Советский Союз мог воспринять это как объявление войны и начать на пять минут раньше.
В Москве в Колонном зале Дома Союзов открывается безлимитный поединок до шести побед за мировую шахматную корону между чемпионом мира Анатолием Карповым и претендентом Гарри Каспаровым, который к тому моменту является самым молодым, по-моему, претендентом, если я не ошибаюсь. Этот затянувшийся матч будет прерван по решению президента ФИДЕ Кампоманеса (был такой человек с этой звучной фамилией) при счете 5:3 в пользу Карпова. Это тоже, конечно, знак того времени. Я помню, каждый день мы приходили, были на картошке, включали телевизор, и там: опять ничья между Карповым и Каспаровым.
САФАРОВ: Это несколько месяцев продолжалось.
САРАЛИДЗЕ: Да, продолжалось, да. Но возвращаясь к теме нашей программы, лучшим фильмом в 84-м году по опросу журнала "Советский экран" становится картина Эльдара Рязанова "Жестокий романс". И, конечно же, музыки в этом фильме очень много, и музыки прекрасной.
САФАРОВ: Вашего любимого композитора Андрея Петрова, да. В этот период времени Эльдар Александрович плотно работает с Андреем Петровым. И, конечно, успех обрели в фильме романсы в исполнении цыганской певицы Валентины Пономаревой, и Никиты Сергеевича Михалкова.
САРАЛИДЗЕ: Который лучшим актером становится, между прочим, в 1984 году.
САФАРОВ: Да. Но при этом всем разгромные рецензии критиков.
САРАЛИДЗЕ: А я их помню, я помню эти статьи. Это был такой диссонанс! То есть я пошел, посмотрел фильм, который мне, безусловно, понравился. Люди штурмовали просто кинотеатры, билетов невозможно было достать. И при этом разгромнейшие статьи во всех журналах, газетах.
САФАРОВ: Да. Особенно, значит, дали волю литературоведам. В "Литературной газете", в таком академическом журнале "Вопросы литературы", который в интеллигентной среде называли "Вопли", вот, значит, там были вопли критики, что это отход от идеи Островского, искажение, опошлили Островского, в общем, и так далее, и тому подобное.
САРАЛИДЗЕ: А Ларисе моей любимой Гузеевой сколько досталось!
САФАРОВ: Это подключились кинокритики уже.
САРАЛИДЗЕ: Да. Гузеева – фантастически красивая в этом фильме, ну и вообще и в жизни. Она и сейчас фантастически красивая.
САФАРОВ: Да. А тем не менее, был и есть такой журнал "Искусство кино", сейчас его возглавляет наш коллега Антон Долин, а тогда были совсем другие там товарищи партийные. И они, значит, сказали: что это за актриса, за нее, значит, разговаривает Анна Каменкова, поет Валентина Пономарева… Казалось бы, такого вроде бы и не было раньше. А мы прекрасно знаем по истории советского кино…
САРАЛИДЗЕ: Что сплошь и рядом такое.
САФАРОВ: Это сплошь и рядом. Вот, значит, такие обвинения. Тем не менее картина, конечно, прозвучала. И вот эти стихи еще, помимо музыки, замечательные. Здесь уже Эльдар Рязанов не скрывает, что он автор многих из стихов в фильме, например, "Любовь – волшебная страна". Конечно, в картине звучат стихи его любимого поэта Беллы Ахмадулиной "А напоследок я скажу". Но главной все-таки песней этого фильма и самой запомнившейся стал "Мохнатый шмель" в исполнении Михалкова.
Полностью слушайте в аудиофайле