Авторазборки История с "Шипами" похожа на фарс
Персоны
Разъяснения МВД о знаке "Шипы" и вся история с самого начала: кому были нужны злополучные наклейки.
ЗЛОБИН: Приветствую всех, в судии Александр Злобин. Это большая автомобильная программа на радио "Вести ФМ". Как всегда, обсуждаем главные автомобильные новости, события, явления и все то, что волнует нашу 60-миллионную аудиторию, армию российских автолюбителей, то, о чем они спорят между собой. В некоторых важных таких вещах спорных попытаемся разобраться с нашим сегодняшним гостем – это автоэксперт, автогонщик, испытатель автомобилей и одновременно замглавного редактора портала Авто Mail.Ru Юрий Урюков. Юрий, приветствую вас в нашей студии.
УРЮКОВ: Здравствуйте, здравствуйте.
ЗЛОБИН: Ну ты гонщик? Гонщик. Испытатель? Испытатель.
УРЮКОВ: Конечно.
ЗЛОБИН: Поэтому тебе и вопросы. Самая смешная тема, конечно, и приятная, наверное, для многих автолюбителей, для большинства, это поступившее на минувшей неделе разъяснение МВД, что отнюдь не нужно будет знак "Шипы" клеить. Ну, мало того, что мы там еще их искали, там покупали за какие-то деньги и так далее, по весне проблема возникла в том, как их снять, чтобы потом не очищать стекло. Хорошие, дорогие – хорошо снимались, дешевые – снимались плохо, рвались, остатки, ошметки, в общем, все такое. Но если говорить серьезно, когда это дело вводилось, ГИБДД, МВД говорили, что это очень важно, чтобы следующий за тобой водитель знал, что у тебя шипованные колеса, и на скользкой дороге ты можешь остановиться быстрее, чем все ожидают, и соответственно может ДТП происходить. И вот на минувшей неделе (вот я хочу понять, что из этого правильно с точки зрения действительно реальных испытателей), цитируются вот представители МВД: "В настоящее время динамические характеристики движения транспортного средства в значительной мере определяются иными факторами: конструкцией транспортного средства, степенью его загруженности, наличием современных электронных систем, способствующих торможению и стабилизации, и другое, – говорится в документе. – И таким образом установка указанного знака на транспортном средстве не позволяет иным участникам движения однозначно судить о вероятном характере его движения, особенно когда неоднородное покрытие". Оставим в стороне то, что кто-то наварил на этом деле больше двух миллиардов рублей (это посчитали досужие журналисты, даже по 30-50 рублей за знак, это 2 миллиарда кто-то поднял). Но не в этом дело. На самом деле вот что правильно – то, что было в прошлом году, когда это вводили, или вот то, что с точки зрения действительно опыта испытания автомобилей?
УРЮКОВ: Ну понятно, конечно, сцепление с дорогой – это ключевой фактор, который обеспечивает у нас безопасность. Это и разгон, и торможение, и особенно зимой, естественно, по скользкому покрытию, по скользкой поверхности. Но, естественно, вот эта вся история со знаком, когда гаишники бросились штрафовать автовладельцев за отсутствие этой наклейки, это, конечно, на мой взгляд, бред и похоже больше на какую-то, не знаю, сказку, такой фарс. Потому что понятно, что это все тянется с советских времен, когда были всесезонные шины и кому-то удавалось вдруг найти шипованные, или там шиповать даже кто-то сам это пытался делать. Разница по сути между летними колесами или зимними шипованными была колоссальная при торможении на льду, на снегу, неважно, на любом скользком покрытии. Поэтому, конечно, тогда это было оправданно. Сейчас, когда у нас нет…
ЗЛОБИН: Но тогда не было идеи лепить "Шипы".
УРЮКОВ: Конечно.
ЗЛОБИН: Это только сейчас пришло.
УРЮКОВ: Нет, ну на самом деле требование это было, и, в общем, оно даже было и в 90-е годы, просто на это особо внимания не обращали. А кто-то из гаишников решил эту тему раскрутить, видимо, и, в общем, поняли, что можно автовладельцев штрафовать за такое нарушение.
ЗЛОБИН: Или печатников, типографов, которые в типографии выпускали.
УРЮКОВ: Или так, действительно. Ну, в общем, кому-то это было выгодно, эту тему подняли, раскрутили. И когда я был на встрече собственно с главным гаишником страны Михаилом Черниковым, он очень удивился, что сотрудники его ведомства штрафуют водителей за такое, в общем-то, ну спорное, скажем так, правонарушение, когда отсутствует знак. И он обещал разобраться в этой теме и, видимо, действительно разобрался. И, в общем-то, хорошо, что разрешение справедливое все-таки появилось у нас. Потому что сейчас мы возьмем, допустим, любую зимнюю покрышку, неважно – шипованную, не шипованную, естественно, они тормозят плюс-минус одинаково. И понятно, что шипы лучше на льду, а нешипованная покрышка может быть чуть лучше на снегу, но в любом случае…
ЗЛОБИН: Это еще зависит, кроме того, от температуры.
УРЮКОВ: Конечно, конечно.
ЗЛОБИН: Потому что мы знаем, что даже шипы плохо работают на чистом льду при минус 20, не пробивают они лед.
УРЮКОВ: Все что угодно может быть. И понятно, что действительно надо учитывать и особенность автомобиля, и системы безопасности электронные, которые на нем стоят, да в конце концов реакцию водителей и прочее. Но сам факт в том, что сейчас шипованные шины – это не ключевой параметр и не ключевой признак того, что автомобиль остановится быстрее, чем какой-либо другой в потоке, это, я думаю, что факт уже для всех, кто хоть раз выезжал зимой и пользовался зимними покрышками современными.
Слушайте в аудиофайле!