Авторские материалы Почему секонд-хенды не прижились в России
Персоны
Секонд-хенд как угроза экономике: многие развивающиеся страны столкнулись с тем, что люди перестают покупать новую одежду. Это бьет как по известным брендам, так и по текстильной индустрии. С подробностями – обозреватель “Вестей FM” Сергей Артемов.
Магазины с самым широким выбором – и не удивительно: почти все вещи здесь – в единственном экземпляре. Вы станете обладателем уникального образца, а запах пусть не смущает вас, он означает, что товар хорошо обработан, и его чистота гарантирована. Реклама секонд-хендов обычно незамысловата. Покупателей – достаточно, и во многих странах это явление вызывает тревогу у экономистов. Характерно это пока в большей степени для Африки. Достаток у людей там невысок, и покупать что-то дорогое, пошитое в Европе, они не могут. Да, есть выбор вещей из Китая. Они дешевле. Но есть еще один выбор – те же европейские товары, к тому же на порядок дешевле уже китайских. Проблема – одна: их носили. В России из-за этой проблемы секонд-хенды и не расположены на самых многолюдных улицах в центры городов. Менталитет не тот, комментирует директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
ОСТАПКОВИЧ: Например, в той же процветающей Германии в секонд-хенд ходят и покупают – и ничего. Но у нас это считается продукцией изгоя. Даже граждане с низкими доходами редко позволяют себе покупать чужую вещь.
При этом намек на то, что менталитет россиян как раз должен быть привычен к перепродаже товаров – на многолетнем опыте комиссионных магазинов, Георгий Остапкович отвергает.
ОСТАПКОВИЧ: Советские комиссионки на 70% были обеспечены совершенно новыми товарами, которые не поступали в продажу в обычные магазины. Это были совсем не б/у товары. Комиссионки, особенно в Москве, Ленинграде, “держали марку”, это были элитные магазины. Там не проблема секонд-хенда стояла, а вообще проблема получить товар, привезенный из-за границы.
Таможенная ставка на импорт поношенной одежды в Россию составляет 10% от закупочной суммы, или не менее 1,75 евро за килограмм. Обычно ставка взимается по весу – она больше. Средняя же цена такой одежды в Европе – 350 евро за тонну. Или, если пересчитывать на гипотетические брюки, – 18 центов за пару. С растаможкой эта пара обойдется оптовику в 1,06 евро, или 78 рублей по курсу. Да, не все эти вещи будут модными, но размещение их на полке по цене от 100 рублей до 1000 дает в совокупности около 500% прибыли.
В африканских странах – при подобной же схеме – 90% всех продаж одежды приходится на секонд-хенд. И местные правительства намерены вводить жесткие заградительные пошлины. Потому что у них есть свой хлопок и дешевая рабочая сила, но даже при таких выгодных стартовых условиях текстильная промышленность секонд-хенду проигрывает.
Российским предприятиям, по мнению Георгия Остапковича, ужасный конкурент “из первых рук” пока не угрожает явственно.
ОСТАПКОВИЧ: Я думаю, что секонд-хенды не оказывают на российских производителей текстильных изделий какого-то давления. Гораздо опаснее конкурирующий импорт – китайская, азиатская продукция – вот где наши текстильщики и швейники ощущают угрозу.
Интересно, что в большинстве стран мира вторичный рынок одежды равномерно поделен на все сегменты по цене. В России люксовая часть откровенно “буксует”. Вот здесь психология видна в полной мере, говорит Ольга, владелица брендового бутика. Недавно она закрыла комиссионный отдел в нем.
ОЛЬГА: Наши клиенты не готовы были покупать поношенную одежду. Это определенный сегмент людей (скорее, массмаркет), которые захотят купить дорогую вещь по сниженной цене. А у нас клиенты другого уровня, потому мы закрыли эту историю.
Судя по комментарию Ольги, дело было не только в нежелании обеспеченной публики носить что-то с чужого плеча. Но и в откровенной ее жадности.
ОЛЬГА: Если вещь – дорогая, “первой линии”, брендовая, она будет стоить намного дешевле. И люди, которые продают свои вещи, они хотят получить максимальную прибыль, а магазины, которые их вещи покупает, они хотят получить их максимально дешево – в этом сложность. В основном все комиссионные магазины очень сильно занижают цены и берут себе очень большой процент. И люди, которые несут вещи в комиссионку, не всегда согласны с ценовой политикой.
Основа любого бизнеса секонд-хенда – то, что владельцы вещей без сожаления, а зачастую и бесплатно, с ними расстаются. Во многих государствах Евросоюза такой сбор разрешен только благотворительным обществам. Остальным за право выставить свою корзину на улицу придется заплатить налог. Он-то и формирует в итоге отпускную цену партий вещей. А в России, пока таких налоговых барьеров нет, на сборе вещей можно реально заработать. Таможенная статистика показывает: в 2017 впервые из России за границу – в Беларусь, Грузию и Польшу – ушли грузы поношенной одежды на общую сумму в 350 000 долларов. Вероятнее всего, там она не попадает в магазины, а будет переработана и уже новым товаром вернется в том числе и в российские магазины.