Авторские материалы "Победа" проиграла ручную кладь
Персоны
Лоукостер "Победа" пригрозил поднять цены на билеты из-за решения Верховного суда. Накануне авиакомпания проиграла иск об изменении федеральных авиационных правил. "Победа" требовала убрать пункт о бесплатном провозе вещей в ручной клади по безбагажным тарифам. Суд посчитал, что пассажиры должны иметь право проносить в салон бесплатно не только рюкзак, но и набор личных предметов, которые в багаж обычно не сдаются: дамские сумочки, верхнюю одежду, костюмы в портпледе, букет цветов и ряд других. Компания заявила, что при таких правилах будет вынуждена менять график полетов. В чем проблема с ручной кладью, выяснял корреспондент "Вестей ФМ" Валерий Емельянов.
"Победа" судилась с Минтрансом и Минюстом за право устанавливать свои правила провоза ручной клади. Компания требовала сократить список личных вещей, которые пассажиру можно проносить в салон бесплатно сверх норматива. Речь не о всех рейсах, а только о тех, где действуют максимально дешевые безбагажные тарифы. По правилам, которые вступили в силу осенью прошлого года, пассажир с таким билетом все же имеет право на бесплатный провоз некоторых вещей, но строго в ручной клади и по жесткому списку: один рюкзак до 5 кило весом и ограниченный набор личных предметов, если есть такая необходимость. Туда входят костыли, лекарства, детское питание, пакет из магазина duty free, верхняя одежда и прочее.
Но там есть и более спорные предметы вроде дамской сумочки, которая может потянуть на еще один рюкзак, или портпледа, в которых зачастую везут не только костюмы. "Победа" пыталась доказать судьям, что список этих дополнительных предметов нужно урезать до минимума, чтобы не было двояких трактовок. Позицию компании комментирует редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий.
СИНИЦКИЙ: Пассажир говорит: "Ага! Я купил по низкому тарифу, а теперь я еще и багаж прихвачу, пользуясь какими-то уловками". И что это такое? Способы провоза вещей в портпледе были известны давным-давно, еще до появления лоукостеров. Это была такая народная хитрость – взять с собой портплед и напихать туда побольше вещей, вплоть до бутылок. Такой вот у меня как бы портплед.
Как выразился директор "Победы" на суде, вместо дамской сумочки некоторые пассажиры пытаются пронести с собой клетчатые челночные баулы. Из-за этого ломается вся логика безбагажного тарифа, по которым люди должны летать, имея не больше одной маленькой сумки на человека. Для большей наглядности топ-менеджер авиакомпании принес с собой на судебное заседание ту самую рамку (калибратор), в которую пассажиров просят проталкивать свои вещи, чтобы убедиться, что они не займут в салоне лишнего места. Разумеется, все разрешенные вещи в рамку не поместились (там ящик размером меньше 30 литров), поэтому ни верхняя одежда, ни букет цветов в дополнение к рюкзаку уже не добавлялись.
На вопрос судей, почему такие жесткие ограничения, представитель компании пояснил, что это тщательно подсчитанный норматив, разработанный компанией "Боинг". На полках их самолетов помещается не более 29 литров на каждого из 189 пассажиров. Под сиденья ничего не добавить, они расположены максимально низко и плотно, чтобы вместить больше людей в салон. Эксперты подтверждают: все так и есть, однако заявления компании, что ручную кладь якобы некуда девать, – это явное лукавство. Говорит главный редактор портала "Авиа.ру" Роман Гусаров.
ГУСАРОВ: Авиакомпания "Победа" использует самолеты в максимально плотной комплектации, с минимальным шагом кресел, без бизнес-класса, поэтому пассажиров в этом самолете много. Но на практике, конечно же, не каждый пассажир везет с собой ручную кладь. Чаще всего вполне помещаются чемоданы и сумки большего размера, причем не одна.
Все свои выкладки "Победа" связывает с безопасностью пассажиров. В компании считают, что невозможно перевезти почти две сотни людей в битком набитом самолете, если позволить им проносить в салон габаритные предметы, даже костюм на вешалке – его там буквально некуда повесть. Букет цветов тоже опасен: поставить некуда, держать неудобно, а также он может вызвать аллергию у кого-нибудь из пассажиров.
В компании говорят, что готовы сделать исключение только для костылей, их возят нечасто. Уже после решения суда директор компании признался, почему на самом деле "Победа" так упорствует по поводу ручной клади. Место для нее найти не сложно. Все, что у пассажиров не влезает в полки, бортпроводники передают бесплатно в багаж – таковы правила. Из-за этого компания теряет деньги. Не только потому, что пассажиру удалось перехитрить систему и провезти больше других, но и по причине задержек. Самолеты "Победы", как и любого лоукостера, почти всегда в воздухе. Среднее время разворота (то есть промежутка от посадки до следующего взлета) – меньше получаса. Любой скандал из-за ручной клади с пассажиром или вынужденный добор багажа – это потеря примерно 10 минут. И вот рейс уже перенесен, а это тоже убытки, замечает Алексей Синицкий.
СИНИЦКИЙ: Когда у вас полки все заняты, то эти все вещи надо куда-то положить. Кроме того, уходит время, пока их пристраивают путем тщательной плотной упаковки. А ведь принципиальная причина дешевизны билетов у "Победы" в том, что самолеты эксплуатируются очень интенсивно: быстро пассажиров высадили, новых посадили, полетели дальше.
По словам экспертов, суд оказался на стороне пассажиров – удобство признали важнее денег. Однако, судя по отзывам пассажиров, безбагажные рейсы – это все равно вариант путешествия на большого любителя. Вне зависимости от компании, которая применяет такие тарифы (они в России есть не только у "Победы"), нужно быть готовым к внезапным доплатам за ручную кладь. Наличие федеральных правил, которые разрешают проносить в салон личные вещи, не всегда спасает, а клиент по умолчанию не прав: он либо платит за перевес, либо не летит.
Безбагажные билеты удобны, например, для короткой командировки. При средней цене вдвое ниже, чем обычные, такие авиабилеты действительно выгодны тем, кто летит налегке. Если же добавить к такому билету хотя бы один чемодан и сдать его платно в багаж, то почти вся выгода от спецтарифа теряется.