Авторские материалы Детям вход в Сеть воспрещён
Персоны
Мобильные технологии – только для взрослых. В Госдуме готовят запрос к Минобразования по поводу введения запрета на использование Wi-Fi-сетей в детских садах и школах. Одновременно с этим один из российских вузов начал изымать гаджеты у студентов на время занятий. Новые правила вызвали бурное сопротивление со стороны учащихся. Мнения преподавателей разделились – запрет поддерживают не все. Экономический обозреватель "Вестей FM" Валерий Емельянов продолжит тему.
Депутаты хотят оградить детей от Wi-Fi. Авторы идеи запрета говорят, что Россия могла бы пойти по пути Франции, где 3 года назад в учебных заведениях запретили пользоваться гаджетами. Речь идет только о младшей школе и детсадах. У нас предлагают ввести "облегченный" вариант – запретить передачу беспроводного Интернета, поскольку он отвлекает детей и может вредить их здоровью, в частности, вызывать рак. Впрочем, профессиональные медики оказались не столь категоричны в этом вопросе, как депутаты. То, что беспроводные сети могут вызывать какие-либо заболевания, пока никем не доказано, говорит врач-онколог "Европейской клиники" Андрей Пылев.
ПЫЛЕВ: Я не знаком ни с одним хотя бы минимально достоверным исследованием в этом направлении, которое бы подтвердило опасность Wi-Fi с точки зрения развития рака. Можно еще вспомнить бум исследований на тему мобильной связи, которая якобы тоже может провоцировать возникновение опухолей головного мозга. В свое время это была очень обсуждаемая тема. Исследований было много, но они ничего не подтвердили. С Wi-Fi – так же: возможно, это не миф, но вред пока не доказан.
В России нет строгого деления школы на младшую и старшую, как за границей. С 1 по 12 классы дети обычно учатся в одном здании, поэтому оградить от Интернета одних, но оставить его другим технологически вряд ли возможно. Кроме того, Минобразования сейчас, наоборот, пытается максимально оснастить школы интернет-сетями. Это – часть федеральной программы по цифровизации образования. Выходит, что предложения ряда депутатов противоречат указам президента и постановлениям правительства, рассуждает член Комитета Госдумы по образованию Алена Аршинова.
АРШИНОВА: Что касается школ, у нас проблема в том, что многие педагоги не имеют возможности заходить в электронные кабинеты и заполнять дневники и другие документы в связи с тем, что Интернета нет или он медленный. Что же касается детских садов, для меня удивительно, что поднимается этот вопрос, потому что, насколько мне известно, там нет Wi-Fi.
Школьный беспроводной Интернет обычно "запаролен" и ученикам недоступен, продолжает депутат. Однако они могут свободно пользоваться мобильными сетями стандарта 3G и 4G, если у них есть с собой более или менее современный смартфон, планшет или нетбук. У мобильных операторов, особенно в крупных городах, скорость по SIM-карте даже выше, чем по роутеру через Wi-Fi. И это – настоящий бич для учителей, потому что нынешние ученики постоянно "сидят в гаджетах", продолжает Алена Аршинова.
АРШИНОВА: Очень сложно вести учебный процесс, когда школьники отвлекаются на социальные сети. Сам ребенок не может расставить приоритеты при выборе между учебой и виртуальным общением прямо на уроке. Если раньше это были записочки, которые учитель мог ограничить, то сегодня общение через гаджеты учитель ограничить не в силах.
В школах частичные запреты на телефоны вводят часто, в вузах – практически никогда. Обычно студентов просят только выключать звук, а во время звонков – выходить из аудитории. Но один из экономических вузов Екатеринбурга провел эксперимент, запретив пользоваться гаджетами на занятиях, а для контроля соблюдения запрета даже установил видеокамеры. Это вызвало шок среди студентов, которые отвыкли носить с собой бумажные учебники, а тем более – обычные калькуляторы. Многие из них гневно пишут в Интернете, что их права нарушены, они уже взрослые, и вуз не может изымать у них личные вещи. Адвокат Дмитрий Ицков полагает, что это не совсем так – вуз может ограничивать студентов ради их же блага.
ИЦКОВ: Их возмущения по поводу того, что неудобно ходить с калькулятором, звучит слишком по-детски. Считайте тогда в уме или на бумажке. Имеет ли право вуз вводить такие ограничения? Думаю, что да. Мотивировка может быть следующая: студенты, которые пользуются мобильными телефонами, мешают учебному процессу, другим студентам и преподавателям.
Впрочем, даже среди преподавателей нет единства по поводу того, стоит ли изымать гаджеты. Многие профессора, особенно молодые, недавние студенты, сами поощряют использование мобильных устройств на своих занятиях. Довольно часто материалы лекций и презентаций предлагается сфотографировать на телефон прямо с доски. Лекции и семинары зачастую проходят в полуинтерактивном режиме – студентам предлагается самим по ходу дела отыскать в Интернете недостающую информацию. То же самое бывает на контрольных работах: преподаватель не раздает бумажные варианты, а рассылает задания на университетскую почту, предполагая по умолчанию, что у каждого при себе – смартфон, подключенный к Интернету. И решения принимает так же на почту. Даже на экзаменах телефоны, как правило, сейчас не изымают. Задания составлены с учетом того, что учащийся без доступа в Интернет не успеет все сделать. С другой стороны, тесты, ответы на которые можно легко "загуглить", уходят в прошлое. Гаджет и чат с однокурсниками не помогут двоечнику все предметы всегда сдавать на отлично. Комментирует профессор РАНХиГС Александр Сафонов.
САФОНОВ: К новациям в виде смартфонов на занятиях можно относиться по-разному. С одной стороны, это позитив – с их помощью можно соединяться с электронными ресурсами и получать нужную информацию. Другое дело, когда смартфон является элементом игры и на лекции или семинаре мешает. Как показывает практика, студенты просто не обладают достаточным уровнем культуры.
В конечном счете использование мобильных устройств на занятии остается на усмотрение преподавателя: одни сами же "чатятся" с учениками и студентами через мессенджеры, другие молча терпят, что их не слушают, третьи одергивают и запрещают. Среди профессоров на эту тему ходит забавная присказка: "Конечно, плохо, когда студенты сидят не на вашей лекции, а в своих гаджетах, но если у них отнять привычные игрушки, то они все просто заснут".