Авторские материалы Новый Boeing уходит в смертельное пике

8 ноября 2018, 17:05

Персоны

Полеты с риском для жизни: у новых Boeing обнаружили серьёзные неполадки. Неисправные датчики уводят 737 MAX в крутое пике. Это выяснилось после недавней трагедии с бортом авиакомпании Lion Air. Из 250 новых Boeing 2 летают в России. Когда может "проявиться" смертельная неполадка? Мнения авиаэкспертов – в материале экономического обозревателя "Вестей FM" Павла Анисимова.

Неисправным оказался так называемый датчик угла атаки. Он определяет положение носа самолета относительно поверхности земли. Из-за ошибки прибора бортовой компьютер считает, что пилоты слишком резко взяли вверх. "Электронный мозг" даёт команду стабилизаторам наклонить вниз нос самолета. Это приводит к сложностям в управлении, отмечает председатель редакционного совета журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Комаров.

КОМАРОВ: Этот датчик – критически важный, потому что пока угол атаки остаётся в пределах допустимого, крыло создаёт подъёмную силу, и самолёт летит. При превышении неких критических значений возникает срыв потока, то есть крыло перестаёт создавать подъёмную силу, и самолёт переходит в неуправляемое падение.

Ошибки в показателях системы контроля могут увести машину в крутое пике. Возможно, именно по этой причине в конце октября разбился новенький Boeing 737 Max индонезийских авиалиний. Лайнер рухнул в океан буквально через несколько минут после взлёта. Погибли 189 человек.

Возможный сбой датчиков у новой модели Boeing с неохотой признало Управление гражданской авиации США. В его планы не входило "топить" своего производителя. Но риск авиакатастрофы настолько велик, что американский регулятор предупредил об опасности местные авиакомпании и перевозчиков в других странах.

Сегодня в мире летают примерно 250 Boeing 737 Max. В России 2 таких лайнера. Предупреждение управления не значит, что все эти самолёты неисправны – вполне возможно, что ошибка больше не проявится. Но, скорее всего, у этого датчика угла атаки всё же есть конструктивный дефект, полагает Алексей Комаров. На борту индонезийского Boeing заменили его за день до катастрофы. До этого старый прибор тоже выдавал сбой.

КОМАРОВ: Если существует некий конструктивный изъян в самом датчике, то этот изъян должен быть устранён. Собственно, поэтому и выпускаются подобные директивы. Это не значит, что датчик как таковой неисправен. Это означает, что в нём есть некие конструктивные дефекты, которые могут привести к тому, что он начнёт выдавать неправильные показания.

Ненадежность датчиков – не единственная проблема новых Boeing. Власти Индонезии, в которой разбился самолёт, говорили о других технических неисправностях. В частности, неправильные показания выдавал индикатор скорости.

Впрочем, практически все новинки авиапрома выходят на рынок с разными дефектами. Просто какие-то компании успевают устранить недочёты до человеческих жертв. Корпорация Boeing пока не сообщила покупателям её самолётов, когда будет менять несправные датчики. Похоже, справляться с неожиданным пике придётся пилотам.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация