"Культурный багаж". Хроники культурной жизни регионов Регионы: Республика Коми
Для любителей открывать новые уголки и прокладывать собственные маршруты Республика Коми – край больших возможностей. Удивительная природа соседствует здесь с классическими краеведческими и художественными музеями, архитектурными и религиозными объектами, а также историческими и этнографическими памятниками, связанными с самобытной культурой финно-угорских племен, населявших некогда этот край.
Древнее большое село с необычным названием Ыб – одно из самых популярных туристических мест в Республике Коми: именно здесь находится Финно-угорский этнокультурный парк, заповедное место, где хранят историю и культурное наследие местных народов. О том, чем уникален этот комплекс, рассказывает его директор Елена Васильевна Иванова. Узнать больше о местных древностях, среди которых знаменитая лыжа Ийркапа, и об истории края можно и в Национальном музее Республики Коми, который возглавляет следующая гостья программы – Ирина Николаевна Котылева.
Трагические страницы истории Республики Коми связаны с репрессиями прошлого столетия. В 2000 году в Сыктывкаре состоялось открытие часовни-мемориала жертвам репрессий. На ее стенах – имена всех политических заключенных, которые удалось найти в архивах. Для многих этот регион стал второй малой родиной, они продолжили здесь жить и воспитывать детей. И у каждого, кто приходит к мемориалу, своя история. Уже много лет в Коми такие истории собирает общественный фонд «Покаяние».
Председатель фонда Михаил Борисович Рогачев расскажет о том, что уже удалось сделать во имя возвращения памяти заключенных и что еще предстоит. Среди имен тех, кто попал в Коми в те страшные годы, – Борис Мордвинов, первый режиссер Воркутинского театра, Елена Ищенко, блистательная певица, Борис Дейнека, чей голос уже тогда гремел на всю страну. У Воркутинского театра уникальная история, ведь он был создан в лагере, предназначенном для политических заключенных. В этом году Воркутинский драматический театр отмечает свой юбилей. Елена Александровна Пекарь, возглавившая театр, делится главными эпизодами из истории его становления.