Картинка

От Микояна до Мамиконяна Зерновое производство: перспективы экспорта

8 декабря 2018, 13:10

Персоны

Поговорим об экспорте зерна!

САНФИРОВ: Здравствуйте, в студии Валерий Санфиров и Мушег Мамиконян – председатель Попечительского совета Фонда Премии имени Столыпина. Тема, которую мы сегодня будем обсуждать, опять у нас экспортоориентированная, я бы так сказал.

МАМИКОНЯН: Хлеб – основа всего. А на самом деле хлеб делают из зерна, из пшеницы. Поэтому мы должны говорить об основах аграрной экономики и политики, потому что наша программа очень много внимания уделяет конечным продуктам и потребителям, которые встречаются с этими продуктами уже в магазинах при потреблении. Но самые важные вещи мы обсуждаем редко. Но сегодня как раз тот случай, когда у нас есть замечательная возможность обсудить, с моей точки зрения, с самым авторитетным экспертом в этой сфере, обсудить растениеводство в целом, обсудить зерновое производство, обсудить перспективы экспорта. Потому что те задачи, которые правительство ставит перед производителями и экспортерами, они глобальные. На самом деле с каждым годом эти задачи возрастают, нагрузка возрастает, и одновременно возникает ряд проблем, которые тихо, громко, как-то решают, возникают конфликты относительно внутренних потребителей и экспортеров, как быть с ценой, и каждый год мы это обсуждаем. Но, мне кажется, более широкую картину, как выглядит российское производство зерна, как выглядит наша земля, какие перспективы и какие возможности, и что реально нужно делать в промышленной политике, мне кажется, нам сегодня даст разъяснения, пояснения, свои предложения, представления президент зернового союза...

САНФИРОВ: ...Российского зернового союза Аркадий Леонидович Злочевский. Аркадий Леонидович, здравствуйте.

ЗЛОЧЕВСКИЙ: Здравствуйте.

МАМИКОНЯН: Я хотел еще сказать, что в 90-е годы Аркадий Леонидович один из первых консолидировал отрасль, создал лучший аналитический центр, который информировал участников рынка и правительство, работал с министерствами и ведомствами, и поэтому он самый компетентный специалист в этой сфере для меня.

САНФИРОВ: Хорошо. Тогда мой первый вопрос Аркадию Леонидовичу будет просто погодный. Я понимаю, что сейчас уже зерно-то у нас уже все собрано, но тем не менее летом были огромнейшие проблемы. И вот, в принципе, уже оценивают в миллиарды, я насколько помню, рублей, и в долларах даже кто-то оценивает потери. Вот как все же уменьшить зависимость урожая, на ваш взгляд, от погодных условий?

ЗЛОЧЕВСКИЙ: Мы зависим от погодных условий довольно сильно, просто по одной единственной причине – потому что крайне нетехнологично сеем. А у нас урожайность ниже, и именно благодаря этому фактору мы попадаем в зависимость от погодных условий. Ну, для примера могу привести случай 2010-го года, когда у нас случился неурожай, засуха была глобальная на всей территории России, мы потеряли 30 процентов урожая. У американцев в 13-м году в пшеничном поясе была засуха более жесткая даже, чем у нас, но они потеряли только 10 процентов урожая. Вот цена этого вопроса.

МАМИКОНЯН: Это означает, что на самом деле существует технологический разрыв или ранжир по технологии. Вот у нас огромное количество земельных ресурсов, возможностей, но при этом технологии имеют большое... вот насколько большое значение? И можно ли оценить это в деньгах? Вот каждый год мы, если будем технологически боее развиты, сколько денег сэкономим? Вот вы сказали: 30 процентов потерь при жаре. И возможно, если мы будем технологически более развиты в растениеводстве, будет 10 процентов потерь? Вот эти 20 процентов в абсолютных величинах какую сумму составляют?

ЗЛОЧЕВСКИЙ: Вы задали в деньгах, Мушег.

МАМИКОНЯН: Да, да.

ЗЛОЧЕВСКИЙ: В деньгах мерить нельзя.

МАМИКОНЯН: Нельзя? Ну давайте измерим в чем-то другом, да.

ЗЛОЧЕВСКИЙ: Категорически нельзя. По одной простой причине. Потому что если мы вдруг вот возьмем и резко технологически отсеемся, как у нас случилось в 2008 году, например, на волне очень высоких мировых цен (помните, тогда был продовольственный кризис мировой, запасы резко снизились, и цены очень сильно выросли, пшеница доходила на мировом рынке до 400, даже 450 долларов за тонну), и это привело к тому, что в сектор полезли все, кому не лень: песчаники, нефтяники и так далее. И проинвестировали, прежде всего в технологии наращивания валовых сборов, урожайности и так далее. И это привело к тому, что в 2009 году рынок обвалился...

Слушайте в аудиофайле!

От Микояна до Мамиконяна. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • От Микояна до Мамиконяна

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация