Авторские материалы От "мусорных" турпакетов никто не застрахован
Персоны
Россияне не спешат бронировать зарубежные туры на весну и лето. Операторы сообщают, что в нынешнем году наши туристы ведут себя гораздо осторожнее, чем обычно. У такого поведения есть как минимум 2 серьезные причины: после Нового года резко подорожали путевки в Турцию; кроме того, упало доверие к самим операторам. Именно раннее бронирование привело к тому, что люди массово теряли деньги при отмене туров. На этой неделе начались выплаты клиентам "Жемчужной реки". В среднем они смогли вернуть примерно по 1 500 рублей. Как избежать подобных проблем, выяснял экономический обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов.
После праздников операторы начали массово выставлять на продажу турпакеты на май и лето. Сезон раннего бронирования формально открылся еще осенью, но лишь к январю "раскачались" отельеры и сами туристы, и выбор заметно расширился. Однако в этом году отпускников ждет неприятный сюрприз – цены на поездки Турцию резко подскочили – на треть по сравнению с январем прошлого года. И дело не в курсах валют, как можно было бы подумать, а именно в стоимости номеров в отелях – они стали дороже в долларах. В итоге получилось, что даже со скидкой за раннее бронирование (а они доходят до 50%) путевки все равно стали менее доступными. В этих условиях туристы разделились на два лагеря: те, кому Турция стала не по карману, не спешат с бронью, а те, кто готов ехать в любом случае, стараются выкупить лучшие места до наступления весны. Комментирует директор по развитию Национальной сети турагентств OnlineTur.ru Игорь Блинов.
БЛИНОВ: Если тур в Турцию на двоих с вылетом из Москвы на неделю год назад стоил 100 000, то сейчас этот же отель обойдётся в 130 000. И, на мой взгляд, это – привлекательная цена, потому что турки сейчас поднимают цены. То есть люди все равно будут покупать по этой цене. Да, ажиотажа сейчас нет, но этот рост неизбежен. И чем ближе дата вылета, тем дороже будет турпакет.
Туристов также отпугивают истории операторов-банкротов – прошлый год был богат на такие инциденты. Самые громкие – с Natalie Tours и компанией "Лабиринт". А прямо под Новый год тысячи россиян "застряли" в Китае с поддельными путевками от "Жемчужной реки". Сейчас клиенты начали получать выплату по страховке, но размер ее оказался ничтожно мал – чуть более 1600 на человека. Притом что в среднем люди вносили предоплату в 30 000, а у кого-то путевки стоили по 500 000.
Многие задаются вопросом: можно ли застраховаться от банкротства самому, в обход гарантийных фондов, раз они все равно не работают? Можно, но не всем. Например, банки охотно дают финансовую гарантию VIP-клиентам в частном порядке. А вот для обычных граждан, с умеренным бюджетом, ничего похожего нет. В страховых компаниях говорят, что физлицу могут продать только "стандартный набор" – например, на случай похорон, ограбления и тому подобных маловероятных событий из личной жизни. Комментарий специалиста кол-центра.
СПЕЦИАЛИСТ: Вы такой риск не сможете застраховать. Для физических лиц это не предусмотрено. Перечень вариантов четко прописан. В тарифе "Все включено" это: болезнь, смерть застрахованного либо близких родственников, вызов в суд, военкомат. Повреждение имущества. Такого рода риски. Что-то добавить туда не получится.
Одно время в этой самой компании, в которую мы звонили с предложением застраховаться от банкротства оператора, такая услуга была. Правда, стоила она немало – 5% от стоимости путевки, то есть около 6 000 рублей за турпакет в Турцию по нынешним ценам. За эти деньги страховщик гарантировал, что вернет всю стоимость турпакета, если оператор будет исключен из реестра. Правда, сначала нужно было отстоять очередь на получение финансовой гарантии из общего фонда – и только потом приходить за возмещением по индивидуальной страховке. На это могли уйти месяцы.
Впрочем, даже в таком виде это было лучше, чем то, что продают сейчас. Как уже говорилось, банки и страховые охотно берут на себя риски VIP-клиентов, когда, например, те покупают путевку в Альпы за несколько тысяч долларов. Но вероятность "сгорания" такой путевки – почти нулевая, поэтому платят за подобную гарантию только очень мнительные люди. А вот риски средних и малых операторов не берет на себя никто их крупных финансовых компаний. Потому что потенциального банкрота они видят издалека. Кстати, аналогично ведут себя и крупные агрегаторы туров. Но люди все равно находят эти "мусорные" турпакеты и покупают их, потому что они дешевые, добавляет Игорь Блинов.
БЛИНОВ: Крупные сети перестают работать с туроператорами, "жить" которым осталось не так долго. Туры упомянутых туроператоров продавали только мелкие агентства, которые, наверное, не понимали смысла происходящего. Крупные сети во избежание проблем перестают продавать их туры задолго до того, как туроператор объявит о собственной неплатежеспособности.
Бывалые туристы говорят, что россияне часто теряют деньги на "раннем бронировании" еще и потому, что неправильно его используют. Например, иностранцы разбирают в первую очередь самые оптимальные отели по соотношению цены, качества и условиям возврата. А наши пытаются "застолбить" отели не ниже 5 звезд, хотя на них обычно скидки минимальны и к лету они особо не вырастут. Говорят, у европейцев есть примета: если в разгар сезона случайно подвернулся роскошный отель по низкой цене – значит еще зимой его забронировали россияне, но не смогли приехать и сдали с большим дисконтом.