Культурное путешествие Как Моника Беллуччи заменила Софи Лорен, или Сицилия в кино
Персоны
Продолжение разговора про итальянские острова: поучительные и прекрасные истории и отличные места для культурных путешествий.
СТУПАК: Здравствуйте, уважаемые слушатели. У микрофона Полина Ступак. Это программа "Культурное путешествие". И в студии я также приветствую Марата Сафарова. Марат, добрый день.
САФАРОВ: Добрый день, Полина.
СТУПАК: Как мы и обещали, мы не стали откладывать в долгий ящик, и сегодня мы продолжим разговор об итальянских островах. В прошлой части мы остановились на теме "Сицилия и кино". Давайте вот с этого мы и начнем. Марат, в прошлый раз говорили, что для многих Сицилия ассоциируется с клановостью. И такой образ не в последнюю очередь сложился благодаря кинематографу. А сегодня мы постараемся доказать, что "Крестный отец" – это далеко не единственный и даже не самый главный, как мне кажется (да простят меня поклонники этого фильма), картина для понимания, изучения и знакомства с этим островом. По факту получается, что Сицилия – это не только родина главарей мафии, а корни многих известных артистов, художников, композиторов и прочих творческих людей находятся именно здесь. Композитор Беллини или художник Антонелло да Мессина – это вообще два национальных героя Сицилии. А если вспомнить, то, к примеру, родом с Сицилии был отец Фрэнка Синатры, и наполовину сицилийцем себя в полной мере может считать Жан-Поль Бельмондо.
САФАРОВ: Да. Но продолжим мы разговор, по богатейшей фильмографии пройдемся Джузеппе Торнаторе, о котором мы в предыдущей нашей программе уже говорили, это вот олицетворение Сицилии современного кинематографа, не истории кино 20-го века, а мастер, который работает в наше время. И мы уже говорили о его картинах, которые завоевали и придали ему, в общем-то, всемирную славу, но вот мы так с вами оказались едины во мнении, что, конечно, нужно посмотреть и знаменитый его фильм 2000 года "Малена" с Моникой Беллуччи.
СТУПАК: Потрясающий фильм, на самом деле его можно несколько раз пересматривать, каждый раз открывая для себя что-то новое. Ну, во-первых, скажем, что фильм снимался в Сиракузах. И вот я слышала такую историю, что героиня Моники Беллуччи, когда она там разыгрывает драму противостояния толпе, что вот после этой сцены ей даже пришлось вызывать врача, потому что сицилийские женщины выместили на ней все свои комплексы, и вот он, настоящий сицилийский темперамент.
САФАРОВ: Да. Ну, в общем, не пересказывая сюжета, а мы не будем пересказывать ни один сюжет фильмов, потому что так не интересно будет нашим слушателям становиться зрителями этих картин…
СТУПАК: Марат, вы знаете, их даже в какой-то степени и сложно пересказать, потому что можно обозначить какие-то реперные точки, но пересказать о чем он, это невозможно, потому что действительно Сицилия, она там сама как главная героиня.
САФАРОВ: Герой, да. Но в "Малене", конечно, реперная точка – это вот отношение толпы к неординарному человеку и вообще из цикла "потому что нельзя быть красивой такой". В общем-то, тема Второй мировой войны и вот это вот отношение к женщине свободной, красивой, и толпа, которая не приемлет этого по разного рода причинам – и тем, которая она дает сама повод, героиня, и тем, которые толпа придумывает. И фактически вот вы сказали об этой ну можно сказать массовке сицилийских женщин (а, кстати, итальянские режиссеры – большие любители набирать актеров даже не только массовки, но и второго плана из народа, не профессиональных актеров), так вот они, конечно, выместили зло. Может быть, даже это в 2000 году стало как будто бы, в общем-то, такой натуральной сценой, будто бы из 40-х годов. То есть вот эта органичность темперамента сицилийцев и то, что они так погрузились в сценарную историю, в сюжет картины, что выместили зло на красавице, это замечательно.
СТУПАК: Вот смотря эти фильмы, мне кажется, что Сицилия там, допустим, 40-50-х, 80-90-х и нынешних годов, она в принципе одинаковая, она не очень-то и изменилась. Потому что где-то там меняются в лучшую или худшую какие-то страны, здесь вот она как-то законсервировалась. И, наверное, это привлекает многих кинорежиссеров.
САФАРОВ: Да. Но когда вот мы сказали "замечательно", отрицательная сцена – почему замечательно? Потому что все-таки итальянский кинематограф не умер, как многие считают, говоря о том, что да, ушла великая плеяда итальянских режиссеров, классиков неореализма. Все это, безусловно, так. И, конечно, в любом виде искусства все циклично, и региональные какие-то киношколы возрождаются и отмирают, это нормально. Но тем не менее в Италии работает такой мастер, как Джузеппе Торнаторе...
Слушайте в аудиофайле!
Культурное путешествие. Все выпуски
- Все аудио
- Культурное путешествие