Авторские материалы "Влюбленный дьявол": дуэт экстравагантных идей и вечных истин
Персоны
Мировая премьера в театре Станиславского: на основной сцене представлена опера Александра Вустина "Влюбленный дьявол". Постановка – новаторская по музыке и по форме – подтверждает вечные истины: зло соблазняет и затягивает – через свет и красоту, а любовь способна рассеять в пыль демонический мрак. Оперу-кино, в которой экранные персонажи живут в созвучие с реальными героями, прослушала корреспондент "Вестей ФМ" Анна Владимирова.
Это не классика жанра: "Влюбленный дьявол" начинается с бильярда, в процессе которого теноры и фальцеты скорее не поют, а переговариваются. В спектакле в принципе нет долгих арий, статичных поз и заломанных рук. Актеры – все время в тонусе и динамике. Параллельно сюжетному действию идет другое "светопреставление": по стенам ползают черепахи и пауки – они появляются за счет кинопроекции. Визуальная кульминация – явление на сцене носорога-гиганта. Художественные тайны спектакля раскрывает режиссер-постановщик Александр Титель.
ТИТЕЛЬ: Здесь все начинается как незатейливая авантюрная история, а закончится все совсем не так просто. Мы хотели, чтобы это было очень привлекательно. Чтобы эта авантюрность, которая тут есть, и опасность, которая тут есть, такая – опера-триллер, чтобы это здесь было. Поэтому здесь очень выразительная работа художника, есть ряд мизансцен, а поведение актеров такие, которые не очень уместны были бы, скажем, в опере "Евгений Онегин". Это – другое сочинение, это – современная опера.
В основе "Влюбленного дьявола" – одноименная повесть Жака Казота. Главный герой – молодой испанский дворянин Дон Альвар – затеял игру с "королем тьмы". При таком противнике проигравший известен заранее. Однако зло в этой истории едино в нескольких лицах. Одно из них принадлежит очаровательной Бьондетте. Синеокая, сладкоголосая златовласка – тот же демон. Но только – демон влюбленный. Говорит исполнительница партии Дарья Терехова.
ТЕРЕХОВА: Несмотря на проделки дьявола с помощью Бьондетты, несмотря на то, что Альвар в конце все-таки падает вниз со своей высоты, самое главное – любовь. Потому что именно из-за любви пал Альвар и именно из-за любви Бьондетта как бы очеловечивается. Она по-настоящему в него влюбляется, по-настоящему его ревнует. Как дьявол – получает душу Альвара, то есть все равно делает свое черное дело, а как девушка – добивается любви, добивается того, что она им овладевает.
Хитросплетенный сюжет, многослойная сценография, яркие костюмы и яростные танцы – в таких деталях проявляется "Влюбленный дьявол". А над всем этим – сложная, дробная, то взрывная, то мелодичная музыка Александра Вустина. Для вокалистов данная партитура – отдельный аттракцион, рассказывает исполнитель партии Дона Альвара Антон Росицкий.
РОСИЦКИЙ: Так как я стараюсь, стремлюсь петь в основном бельканто – Россини, Беллини, Донецетти, "Жизнь за царя" Глинки, – я не могу сказать, это сложнее или легче. Просто другие предлагаемые обстоятельства. Высокая тесситура есть у Беллини, например. Просто не в таком количестве, не с такой эквилибристикой певческой, вокальной. Но, с другой стороны, современная музыка этим и пестрит. Хочешь ее петь – умей справляться.
Российский композитор Александр Вустин переложил на ноты повесть Жака Казота 30 лет назад. Тогда партитуру нашли талантливой, но сложной для постановки. Сегодня дуэт экстравагантных идей и вечных истин звучит исключительно органично.