Авторские материалы Ошибка на миллиард: как бренды теряют деньги
Персоны
Кроссовка за 1,5 миллиарда долларов – столько потерял известный бренд Nike после инцидента с разорванной в клочья новинкой. Прогрессивные кроссовки развалились на ноге баскетбольного вундеркинда прямо во время матча. Nike столкнулся со шквалом негатива и падением акций. Это не первый случай, когда разные компании теряют миллиарды из-за своей оплошности. Обозреватель "Вестей ФМ" Павел Анисимов продолжит тему.
Новые кроссовки с автоматической "умной" шнуровкой уложили не кого-нибудь, а восходящую звезду NBA Сиона Вильямсона. Он успел отыграть лишь 30 секунд, когда его кроссовки буквально лопнули по швам. Он неловко упал, схватился за колено и больше не вышел на площадку. За игрой самого перспективного баскетболиста Америки наблюдали бывший президент Барак Обама, голливудский режиссер Спайк Ли и старый конкурент Nike – компания Puma, которая протроллила инцидент твитом: "Такого бы не случилось в "пумах". Позже комментарий удалили. Но Интернет, конечно же, ничего не забывает. Как и инвесторы: сразу после матча акции Nike рухнули на 1,5 миллиарда долларов. Комментирует финансовый аналитик Александр Разуваев.
РАЗУВАЕВ: Это, прежде всего, эмоции. Спекулятивные ребята стараются отыграть любую новость. И чем более она громкая, тем больше отыгрывают.
Компания Puma, которая отчаянно пытается завоевать баскетбольный бизнес кроссовок, сама совсем недавно пережила массу критики и обвал ценных бумаг. Её футболки пришлось менять прямо во время матча Швейцарии и Франции на чемпионате мира в 2016 году. Экипировка расползалась клочьями от малейшего прикосновения соперников. Швейцарцы даже запустили вирусный ролик: "Надеемся, что Puma не производит контрацептивы".
Компании теряют миллиарды из-за нескольких слов в соцсетях. Популярная американская модель Кайли Дженнер спровоцировала падение стоимости мессенджера Snapchat. В Twitter она спросила 25 миллионов своих подписчиков: "У кого-то ещё не открывается Snapchat? Или только у меня?" Вскоре после этого акции Snapchat резко упали почти на 1,5 миллиарда долларов. Аналитики сомневаются, что обвал связан только с твитом Дженнер. Но, во всяком случае, её 25 миллионов последователей сделали выводы.
Реакция соцсетей – это обратная сторона современного фондового рынка, отмечает аналитик Тимур Нигматуллин. Многие производители ушли за клиентами в мессенджеры, и критика в соцсетях приводит к тому, что компания может потерять свою аудиторию, и, соответственно, она теряет в цене. Типичный пример – это Facebook, говорит Тимур Нигматуллин: компания потеряла почти 10 миллиардов долларов из-за утечки данных.
НИГМАТУЛЛИН: Когда Facebook стали критиковать в социальных сетях, что он якобы следит за своими пользователями, предоставляет слишком много информации третьим лицам, естественно, акции компании на это отреагировали.
Видео в Twitter, как пассажира United Airlines выволакивают из самолёта, обошлось компании в миллиард долларов. Пожилого доктора вытащили из самолета, когда он отказался отдать свое место другому пассажиру. Стоимость акций авиакомпании на бирже упала на фоне волны возмущения в СМИ и соцсетях. Пользователи призывали бойкотировать перевозчика, к травле подключились конкуренты.
Бывает, что хорошая на первый взгляд реклама становится антирекламой. Один производитель чипсов решил провести необычную акцию: если человек покупал пакетик с картошкой за 50 центов, он мог по промокоду на сайте компании попытаться предсказать, когда пойдет дождь. Если предсказание сбывалось, то покупатель выигрывал 15 долларов. Проблема была в том, что выдалась настолько дождливая погода, что сбывалось каждое предсказание. Только за неделю компания потеряла почти 1,5 миллиона долларов и продолжала терять деньги.