Авторские материалы Политкорректный фарс
Персоны
Американская политкорректность превращается в фарс. Экстремистский подтекст находят в кофтах, тапочках и в литературе уровня мировой классики. При этом реальные проявления расизма – оскорбления, драки, притеснения – замалчиваются или же им находят оправдания. Подробнее – корреспондент "Вестей ФМ" Вера Десятова.
Борьба антирасистов в Америке начиналась с искоренения оскорбительного слова "ниггер". Постепенно это обидное обращение действительно стало неприличным, хотя сами афроамериканцы до сих пор называют так друга, когда хотят побольнее задеть оппонента. После того как расистское высказывание ушло из разговорной речи, активисты вспомнили, что оно до сих пор остается в литературе. Поэтому с 90-х годов началась борьба, например, с книгами "Сарторис" и "Шум и ярость". Под гнев попала даже "Хижина дяди Тома", которая обличает расизм. Но самые большие проблемы возникают с произведениями "Приключения Гекльберри Финна" и "Убить пересмешника". Всему виной – то самое слово на букву "н". Бдительные родители даже посчитали, сколько раз оно используется. В романе Марка Твена – более 200 раз. В книге Харпер Ли – более 50. Но несмотря на то, что книги высмеивают предрассудки американского общества и носят ярко выраженный антирасистский характер, в некоторых школах их действительно запрещали.
На Западе регулярно вспыхивают скандалы из-за так называемой чрезмерной политкорректности. Так, в Университете Оттавы запретили занятия йогой. Кто-то нажаловался, что такие уроки навязывают индийскую культуру. Преподавателя обвинили в скрытой культурной апроприации. Еще один пример – Музею естествознания Хьюстона пришлось извиняться за свой постер, который приглашал на "вечеринку с духами". Оказалось, что слово "spook" – или приведение – в 40-х годах использовалась как оскорбление афроамериканцев. Большинство об этом уже забыло, но только не самые яростные активисты.
Еще одно направление борьбы активистов – это так называемые расовые стереотипы. Ярче всего это проявляется в индустрии моды. Так, Кэти Перри пришлось изъять из своей коллекции черные туфли, украшенные большими красными губами и глазами. Нашлись люди, которые увидели в этом тот самый "блэкфейс". Модный дом Gucci извинялся за черный свитер с балаклавой, где вокруг рта был вышит красный рот. И тут встает вопрос: кто больше расист – тот, кто смотрит на туфли и видит в них афроамериканца, или тот, кто даже не думает об этом, а покупает вещь из-за необычного дизайна.
При этом всё это происходит в стране, где экземпляр книги Mein Kampf из личной коллекции Адольфа Гитлера с успехом продается на аукционе за 20 тысяч долларов.