Картинка

Интервью Как ищут и находят подлодки

10 мая 2019, 15:20

Персоны

К 75-летию Великой Победы планируют найти последние четыре подлодки, затонувшие в Балтийском море... Как проходят поиски субмарин в наши дни?

БЫСТРОВ: Всем здравствуйте, в студии «Вести ФМ» Руслан Быстров. И рядом со мной кандидат исторических наук Мирослав Морозов. Мирослав Эдуардович, здравствуйте.

МОРОЗОВ: Добрый день, Руслан.

БЫСТРОВ: Программа у нас сегодня посвящена Дню Великой Победы. Исследования, которые проводят ученые в этом направлении, они до сих пор продолжаются. Вот стало известно, что к 2020 году участники подводной экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» намерены установить точное местонахождение всех затонувших в Балтийском море с 41-го по 45-й годы субмарин. Планируется, что на рубке подводных лодок будут установлены мемориальные доски со списками экипажей, и данные переданы в Министерство обороны для обозначения на морских картах мест братских захоронений. Всего в годы Великой Отечественной войны Балтийский флот потерял 46 подводных лодок, 24 из них ушли в боевой поход и не вернулись, пропали без вести, и до недавнего времени никто не знал, ни где они находятся, ни при каких обстоятельствах они погибли. Ну вот завершить работу водолазы намерены к 75-летию Победы, то есть уже в следующем году. Скажите, пожалуйста, почему только сейчас на Балтике стали искать подводные лодки?

МОРОЗОВ: Наверное, неправильно сказать «только сейчас», потому что вот само уменьшение числа с 24 пропавших без вести подводных лодок на сегодняшний день вот речь непосредственно идет о том, чтобы к 75-летию Победы найти четыре завершающих подводных лодки, значит, 20 было найдено. И, в общем-то, прогресс большой был в значительные годы, начиная с начала 21-го века. Дело в том, что длительное время эта работа ну не считалась настолько важной, но и не было соответствующего оборудования, которое позволяло бы их находить. Даже на сегодняшний день, в общем, то оборудование, которым располагают, это же, как вы понимаете, это не задействованы государственные ресурсы, не задействованы ресурсы военно-морского флота России, оно, в общем-то, осуществляется во многом, так скажем, на энтузиазме, привлеченных спонсорских средствах, на которые арендуются соответствующие корабли, соответствующее оборудование, осуществляется поиск.

И, в общем-то, с учетом этого, конечно, обнаружение каждой подводной лодки – это большое событие и большой шаг не только для историков в изучении того, что происходило с 1941 по 1945 год, но и так же для близких. Потому что каждый раз это вызывает большой информационный всплеск, и находится большое количество семей, родственников. Ведь на подводных лодках среднего водоизмещения экипаж был от 40 до 50 человек, на больших подводных лодках 70 человек, на маленьких подводных лодках 20 человек. Родственники этих людей до сих пор занимаются поиском информации о своих погибших родственниках. И вот тот ажиотаж, который каждый раз возникает, в хорошем смысле этого слова, каждый раз возникает после известия об обнаружении очередной подводной лодки, он, в общем, для нас, для тех людей, которые занимаются этим поиском, является очень большим мобилизующим фактором.

БЫСТРОВ: А в чем там главная сложность вот в этой работе поисковой?

МОРОЗОВ: Я могу рассказать. В целом, наверное, правильнее сказать так, что эта поисковая работа, она очень многогранна. Начинается она с исторических архивов, и заканчивается она – непосредственно те ребята, которые в соответствующем снаряжении погружаются на глубину.

БЫСТРОВ: Но это же опасно. Могут быть мины, например, не разорвавшиеся до сих пор.

МОРОЗОВ: Это опасно само по себе даже без всяких мин, потому что погружение на глубины, вот даже в Финском заливе 75, 90, до 100 метров, которые осуществляются в дайверском погружении, там соответственно смесь кислорода с гелием, там строго должно по часам определяться время, на которое ребята погружаются, для того, чтобы им хватило этой дыхательной смеси. Вот. И само по себе обследование вот этих вот лежащих на глуби не подводных лодок, там кромешная тьма, большое количество всяких, даже не то что взрывоопасных, а просто опасных вещей – можно порезаться, пораниться.

Слушайте в аудиофайле!

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация