Авторские материалы Авиахулиганов хотят усмирять «мягкими» наручниками

16 мая 2019, 12:06

Персоны

Наручники для авиадебошира: в Госдуме обсуждают проект закона о применении экипажем спецсредств в отношении авиахулиганов. Этот документ уже рекомендовано вынести на первое чтение. Пока же бортпроводники пытаются утихомирить нарушителей спокойствия на борту самолетов при помощи подручных средств – например, ремнями. О новой тактике борьбы экипажей лайнеров с авиадебоширами – корреспондент “Вестей FM” Сергей Гололобов.

Черные списки и уголовные дела – это всё потом, когда авиадебошира снимут с рейса и оформят. Но что делать непосредственно на борту? Сейчас стюарды могут применять в основном лишь дар убеждения. То есть попытаться уговорить распоясавшихся пассажиров вести себя тише. Часто на помощь экипажу приходят особо смелые пассажиры.

Летом 2015 года крепкий авиадебошир на рейсе Гонконг – Владивосток угрожал стюардессе расправой. В итоге уговоры не помогли, и хулигана всем обществом повалили в проход и связали ремнями безопасности и скотчем. То есть пока спецсредства – самодельные, импровизационные. И не очень удобные. Жизнь и международный опыт диктуют новые правила. И вот уже Комитет Госдумы по транспорту и строительству рекомендует коллегам принять в первом чтении проект новых поправок в Воздушный кодекс. Их суть – в отношении авиадебоширов будут применять спецсредства. Сразу возникает вопрос: какие? Конкретный перечень средств по нейтрализации авиахулигана пока не утвержден. Но, по мнению автора закона, члена Комитета Госдумы по транспорту Александра Старовойтова, речь пока идет только о пластиковых, то есть “мягких” наручниках-стяжках.

СТАРОВОЙТОВ: В перечень специальных средств, которые будут находиться на борту воздушного судна и использоваться экипажем, войдут пластиковые наручники. То есть пока мы ограничиваемся данным средством. В дальнейшем, конечно, этот список может расширяться.

Если список спецсредств когда-нибудь расширят, то логично предположить, что это будут электрошокеры, газовые баллончики и стальные наручники. Впрочем, в таком серьезном арсенале кроется опасность – вдруг им завладеет сам дебошир, которому уже нечего терять? Вторая опасность – это возможное превышение полномочий самим экипажем. Вооруженные электрошокерами и стальными наручниками, они могут неверно оценить ситуацию, неправильно выбрать цель, и крайним тогда окажется какой-нибудь законопослушный пассажир, неудачно попавшийся под горячую руку стюарда. И именно поэтому список пока ограничен “мягкими” пластиковыми стяжками, дополняет Александр Старовойтов.

СТАРОВОЙТОВ: Ну, вот именно поэтому мы пока ограничиваем этот список – чтобы посмотреть, какова будет правоприменительная практика такого спецсредства, как пластиковые наручники. И наши опасения, собственно говоря, как раз с этим и связаны: что будет на борту воздушного судна, если мы позволим экипажу пользоваться электрошокером? Во-первых, это пределы возможной обороны. И не получится ли так, что данное специальное средство будет обращено против самого экипажа, учитывая, что некие пьяные компании, которые часто летают в так называемых пьяных рейсах, могут оказаться достаточно многочисленными?

Наши радиослушатели в большинстве своем – за спецсредства. Причем некоторые – за комплексное их применение. Например, вот мнение Александра.

АЛЕКСАНДР: Я за то, чтобы были элементарные электрошокеры, которые “выключают” человеку на минуту, грубо говоря. И после этого спокойно надеваешь стяжки вот эти, мягкие наручники так называемые. Там ничего сложного нет. И тихо человек сидит.

Если же вдруг спецсредства из рук бортпроводников вырвут сами хулиганы, то тогда им нужно вменять гораздо более жесткую статью, настаивает Алексей.

АЛЕКСЕЙ: Просто потом этих людей нужно судить не за “хулиганку”, а за попытку захвата воздушного судна. А это – совсем другая статья. Здесь нужно гайки закручивать, я считаю, по максимуму.

Вообще же, история авиахулиганств в исполнении российских граждан уже весьма богата, хотя и не очень продолжительна. В топы новостей такие инциденты стали выходить всего лишь лет 5 назад, но, конечно, бывали и задолго до этого. Просто раньше не было возможности запечатлеть на видео все эти инциденты. А сейчас такая возможность появилась. Из свежих случаев: середина августа прошлого года, рейс Хабаровск – Красноярск. 34-летний житель Хабаровского края не реагировал на требования соблюдать правила поведения, вел себя агрессивно и пытался попасть в кабину пилотов.

Надо отметить, что пассажир не успокоился и на земле, а после водворения в “обезьянник” разгромил и его.

Конец февраля нынешнего года. На 3 часа задержан рейс Самара – Гоа. Причиной, как мы все уже догадались, стал дебошир на борту. Мужчина перебрал с алкоголем еще в аэропорту, тем не менее, смог попасть на борт. Там он начал буянить, сцепился с одним из пассажиров. Но все-таки, его спеленали и утихомирили.

Ну и, наконец, сразу два свежих эпизода, известно о которых стало только сегодня. Рейс Ларнака – Питер. Самолет еще в аэропорту. Пьяная российская туристка громко бранится, на замечания стюардов не реагирует. На видео, снятом пассажирами, местная кипрская полиция все-таки вывела нашу соотечественницу. Она, видимо, в тот момент всё осознала, раскаялась и готова была заплакать.

Аэропорт Толмачево, рейс Новосибирск – Москва. Как позже выяснилось, неоднократно судимый 36-летний житель Челябинской области тоже не рассчитал со спиртным. После того как ему не разрешили курить в самолете, закатил скандал, попытался ударить командира воздушного судна и второго пилота.

Полицейским с трудом удалось вывести этого гражданина из самолета, но он не успокоился даже в участке.

Теперь ко всем тюремным срокам, уже отбытым этим жителем Челябинской области, может добавиться еще один – за хулиганство и сопротивление сотрудникам правоохранительных органов. По совокупности ему грозит до 7 лет.

Но самым первым и “классическим” случаем авиадебоширства всё-таки следует считать историю с пьяным саратовским бизнесменом – 55-летним Сергеем Кабаловым. Зимой 2013 он избил бортпроводника на пути в Хургаду. Ему дали 3,5 года. Но потом Верховный суд смягчил наказание. И в итоге самый известный отечественный авиахулиган провел за решеткой год и 8 месяцев. Тогда обвинители посчитали, что дело Кабалова будет уроком для пьяниц на борту. Но, судя по свежим новостным сводкам, авиахулиганство только набирает обороты.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация