Авторские материалы Авиахулиганов хотят усмирять «мягкими» наручниками
Персоны
Наручники для авиадебошира: в Госдуме обсуждают проект закона о применении экипажем спецсредств в отношении авиахулиганов. Этот документ уже рекомендовано вынести на первое чтение. Пока же бортпроводники пытаются утихомирить нарушителей спокойствия на борту самолетов при помощи подручных средств – например, ремнями. О новой тактике борьбы экипажей лайнеров с авиадебоширами – корреспондент “Вестей FM” Сергей Гололобов.
Черные списки и уголовные дела – это всё потом, когда авиадебошира снимут с рейса и оформят. Но что делать непосредственно на борту? Сейчас стюарды могут применять в основном лишь дар убеждения. То есть попытаться уговорить распоясавшихся пассажиров вести себя тише. Часто на помощь экипажу приходят особо смелые пассажиры.
Летом 2015 года крепкий авиадебошир на рейсе Гонконг – Владивосток угрожал стюардессе расправой. В итоге уговоры не помогли, и хулигана всем обществом повалили в проход и связали ремнями безопасности и скотчем. То есть пока спецсредства – самодельные, импровизационные. И не очень удобные. Жизнь и международный опыт диктуют новые правила. И вот уже Комитет Госдумы по транспорту и строительству рекомендует коллегам принять в первом чтении проект новых поправок в Воздушный кодекс. Их суть – в отношении авиадебоширов будут применять спецсредства. Сразу возникает вопрос: какие? Конкретный перечень средств по нейтрализации авиахулигана пока не утвержден. Но, по мнению автора закона, члена Комитета Госдумы по транспорту Александра Старовойтова, речь пока идет только о пластиковых, то есть “мягких” наручниках-стяжках.
СТАРОВОЙТОВ: В перечень специальных средств, которые будут находиться на борту воздушного судна и использоваться экипажем, войдут пластиковые наручники. То есть пока мы ограничиваемся данным средством. В дальнейшем, конечно, этот список может расширяться.
Если список спецсредств когда-нибудь расширят, то логично предположить, что это будут электрошокеры, газовые баллончики и стальные наручники. Впрочем, в таком серьезном арсенале кроется опасность – вдруг им завладеет сам дебошир, которому уже нечего терять? Вторая опасность – это возможное превышение полномочий самим экипажем. Вооруженные электрошокерами и стальными наручниками, они могут неверно оценить ситуацию, неправильно выбрать цель, и крайним тогда окажется какой-нибудь законопослушный пассажир, неудачно попавшийся под горячую руку стюарда. И именно поэтому список пока ограничен “мягкими” пластиковыми стяжками, дополняет Александр Старовойтов.
СТАРОВОЙТОВ: Ну, вот именно поэтому мы пока ограничиваем этот список – чтобы посмотреть, какова будет правоприменительная практика такого спецсредства, как пластиковые наручники. И наши опасения, собственно говоря, как раз с этим и связаны: что будет на борту воздушного судна, если мы позволим экипажу пользоваться электрошокером? Во-первых, это пределы возможной обороны. И не получится ли так, что данное специальное средство будет обращено против самого экипажа, учитывая, что некие пьяные компании, которые часто летают в так называемых пьяных рейсах, могут оказаться достаточно многочисленными?
Наши радиослушатели в большинстве своем – за спецсредства. Причем некоторые – за комплексное их применение. Например, вот мнение Александра.
АЛЕКСАНДР: Я за то, чтобы были элементарные электрошокеры, которые “выключают” человеку на минуту, грубо говоря. И после этого спокойно надеваешь стяжки вот эти, мягкие наручники так называемые. Там ничего сложного нет. И тихо человек сидит.
Если же вдруг спецсредства из рук бортпроводников вырвут сами хулиганы, то тогда им нужно вменять гораздо более жесткую статью, настаивает Алексей.
АЛЕКСЕЙ: Просто потом этих людей нужно судить не за “хулиганку”, а за попытку захвата воздушного судна. А это – совсем другая статья. Здесь нужно гайки закручивать, я считаю, по максимуму.
Вообще же, история авиахулиганств в исполнении российских граждан уже весьма богата, хотя и не очень продолжительна. В топы новостей такие инциденты стали выходить всего лишь лет 5 назад, но, конечно, бывали и задолго до этого. Просто раньше не было возможности запечатлеть на видео все эти инциденты. А сейчас такая возможность появилась. Из свежих случаев: середина августа прошлого года, рейс Хабаровск – Красноярск. 34-летний житель Хабаровского края не реагировал на требования соблюдать правила поведения, вел себя агрессивно и пытался попасть в кабину пилотов.
Надо отметить, что пассажир не успокоился и на земле, а после водворения в “обезьянник” разгромил и его.
Конец февраля нынешнего года. На 3 часа задержан рейс Самара – Гоа. Причиной, как мы все уже догадались, стал дебошир на борту. Мужчина перебрал с алкоголем еще в аэропорту, тем не менее, смог попасть на борт. Там он начал буянить, сцепился с одним из пассажиров. Но все-таки, его спеленали и утихомирили.
Ну и, наконец, сразу два свежих эпизода, известно о которых стало только сегодня. Рейс Ларнака – Питер. Самолет еще в аэропорту. Пьяная российская туристка громко бранится, на замечания стюардов не реагирует. На видео, снятом пассажирами, местная кипрская полиция все-таки вывела нашу соотечественницу. Она, видимо, в тот момент всё осознала, раскаялась и готова была заплакать.
Аэропорт Толмачево, рейс Новосибирск – Москва. Как позже выяснилось, неоднократно судимый 36-летний житель Челябинской области тоже не рассчитал со спиртным. После того как ему не разрешили курить в самолете, закатил скандал, попытался ударить командира воздушного судна и второго пилота.
Полицейским с трудом удалось вывести этого гражданина из самолета, но он не успокоился даже в участке.
Теперь ко всем тюремным срокам, уже отбытым этим жителем Челябинской области, может добавиться еще один – за хулиганство и сопротивление сотрудникам правоохранительных органов. По совокупности ему грозит до 7 лет.
Но самым первым и “классическим” случаем авиадебоширства всё-таки следует считать историю с пьяным саратовским бизнесменом – 55-летним Сергеем Кабаловым. Зимой 2013 он избил бортпроводника на пути в Хургаду. Ему дали 3,5 года. Но потом Верховный суд смягчил наказание. И в итоге самый известный отечественный авиахулиган провел за решеткой год и 8 месяцев. Тогда обвинители посчитали, что дело Кабалова будет уроком для пьяниц на борту. Но, судя по свежим новостным сводкам, авиахулиганство только набирает обороты.