Авторские материалы Убирать руки с руля пока рано: автопилот Tesla признан экспертами опасным для водителей
Персоны
Автопилот Tesla опасен для людей. К такому выводу пришли эксперты после проведенных испытаний. А смертельные ДТП с их участием, которые происходят довольно регулярно, – лишнее тому доказательство. В одних случаях интерактивный помощник не справился со своими обязанностями, а в других отрезал пути спасения. Почему пока рано убирать руки с руля, расскажет корреспондент «Вестей ФМ» Андрей Хохлов.
«Она невероятно близорука. Она не реагирует на стоп-сигналы и сигналы поворота – водитель должен быть всегда на шаг впереди» – так охарактеризовали исследователи из одной некоммерческой организации США автопилот от Tesla.
Они протестировали последнее его обновление. Предыдущая версия могла только удерживать автомобиль в выбранной полосе и соблюдать дистанцию. Апрельская версия имеет функцию под названием Navigate. По замыслу производителей, она позволяет на хайвее полностью отдать управление автоматике. То есть все перестроения автомобиль якобы может выполнять сам.
При тестировании система, которая должна обезопасить водителя от ДТП, показала себя совершенно с обратной стороны. Регулярно автомобиль под ее управлением оказывался на опасном расстоянии от другого, да и в потоке Tesla тормозила резко, так как в каждом участнике дорожного движения видела преграду. Такое торможение вполне способно спровоцировать серьезную аварию, констатировали специалисты. Убирать руки с руля пока еще очень опасно, заключили исследователи.
Теории, к сожалению, вторит и практика. В марте этого года автомобиль Tesla 3 модели на полном ходу влетел в трейлер на шоссе во Флориде. Большегруз стоял на левом повороте, как вдруг электрокар на скорости более 100 километров в час пролетел у него под прицепом, рассказал очевидец: "Везде были обломки! Tesla просто сорвало крышу. Автомобиль "нырнул" под прицеп трейлера".
Tesla потеряла крышу, а 15-летний парень – свою жизнь. Причем легковушка после всего продолжала ехать и остановилась только в 2 километрах от места ДТП.
После расследования инцидента выяснили: аварию совершил автопилот. В материалах говорится, что за 10 секунд до столкновения водитель убрал руки с руля. Косвенно он виноват в том, что полностью доверился автоматике, оправдались в компании Tesla. Ведь они не раз предупреждали: их ноу-хау – всего лишь помощник человека.
Об этом они говорят из года в год. В марте 2018 на шоссе в Северной Калифорнии Tesla Model С влетела в бетонный отбойник. Водитель и пассажир также погибли. Выяснилось, что за 6 секунд до столкновения мужчина убрал руки с руля. После расследования эксперты опять не стали всю вину возлагать на автопилот. Отчасти проблема в разметке, рассказывает консультант организации, тестирующей автопилоты, Джим Макферсон.
МАКФЕРСОН: Если представить, что сейчас все автомобили управлялись бы при помощи автопилота, то на одном шоссе все аварии происходили бы в одних и тех же местах. Просто наши дороги пока не предназначены для того, чтобы ездить на них, доверяясь только автоматике.
В том, что Tesla въехала в отбойник, виновата слишком широкая разделительная полоса. Приборы ее просто неправильно считывали. С тем, что все существующие дороги не обладают инфраструктурой, подходящей для автопилота, отчасти согласен и доцент кафедры международной журналистики МГИМО, в прошлом – главный редактор журнала «Наука и жизнь» Дмитрий Зыков.
ЗЫКОВ: В авиации эта технология основана, во-первых, на анализе огромного количества информации, которая поступает извне: это приводные радиостанции, приводные маяки. То есть самолет летит в пространстве, серьезно ограниченном именно наличием дополнительных сигналов, параметры которых заранее заданы. В автомобилях ничего такого до настоящего времени нет.
Но эксперты Tesla пока не могут объяснить, почему автоматически блокируются двери при нештатной ситуации. Ручки у автомобиля Tesla при движении плотно задвигаются в корпус. По задумке, попав в ДТП, автомобиль должен сам разблокировать и открыть двери, но, видимо, такое происходит только на испытаниях.
В январе этого года в Майами молодой парень разогнал Model С до 120 километров в час, не справился с управлением и въехал в пальмы. От удара машина загорелась. Водитель выбраться не смог и сгорел заживо – двери не окрылись, а очевидцы просто не смогли прийти к нему на помощь: ручки так и остались плотно прижаты к корпусу автомобиля. А в мае 2017 в такой же ситуации из горящей машины не смогли выбраться 2 человека. Сколько ни дергали они дверь, она так и не открылась.