Стратегия «Наше отставание в разработке ИИ развяжет руки врагу»
Персоны
Искусственный интеллект: какие опасности таит его разработка? Кибератаки на инфраструктуру: насколько они эффективны и в каких ситуациях? Гость Анны Шафран генеральный директор компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов.
АШМАНОВ: Если мы отстанем в разработке искусственного интеллекте, это может привести к тому, что мы станем абсолютно беззащитными. То есть там нельзя отстать даже на чуть-чуть. Вот характерный пример же – это то, что мы уже наблюдали на примере, условно говоря, наших дедов. Это такой же прорыв военный у Манштейна, то есть новая тактика применения танковых клиньев, которая привела к захвату всей Европы и ужасной войне для нас. И пока мы сообразили, как с ними бороться, прошёл год-два, а Европа просто не успела сообразить, и Гитлер захватил всю Европу. То есть, как только появляется новое изобретение, которому нет противодействия, противоядия, то, как правило, люди, рвущиеся к мировому господству, немедленно его применяют. Немедленно. Чтобы успеть вот за этот короткий период, пока все сообразят, как защищаться, захватить как можно больше. И вот я подозреваю, что поскольку мировое господство американцев во всех их стратегиях прописано явно, то если, не дай бог, они у нас хоть как-то обгонят в искусственном интеллекте, это будет для них немедленным сигналом начать захват мира.
ШАФРАН: Тут накануне президент наш высказался на этот счёт на совещании по вопросам развития технологий, искусственного интеллекта: «Если кто-то сможет обеспечить монополию в сфере искусственного интеллекта, то последствия нам всем понятны, тот станет властелином мира».
АШМАНОВ: Ну, об этом и речь, да.
ШАФРАН: Из этого мы делаем вывод, что пока что ещё никто не стал монополистом. Правильно?
АШМАНОВ: Там же вопрос не в том, стал монополистом или нет, а в том, как он это сам воспринимает. То есть если человек вдруг решит, что кнопка у него есть, он может, например, уничтожить Россию безнаказанно или Китай и ему ничего за это не будет, то он эту кнопку нажмёт. Дело в том, что это сейчас, к сожалению… ну, Гитлер же тоже считал, что он может захватить Россию, потому что у него есть Манштейн с его, значит, новой танковой теорией. Он ошибался. Никаких шансов захватить Россию у него не было. Он с трудом дошёл до Волги, да, а там было ещё 20 раз по столько.
ШАФРАН: Но это осознание придавало ему большой уверенности в себе.
АШМАНОВ: Да. Дело только в уверенности. Поэтому там может быть, что они и не станут монополистами, но убедят себя. Потому что американцы сейчас последнее время себя убеждают, что возможна гибридная атомная война, как бы не полноразмерная, а небольшая, и так далее, так что можно работать точным оружием, искусственным интеллектом, роями дронов и так далее. Что войны могут быть не катастрофически на всю планету, а можно победить вот этими средствами. Не дай бог, они себя в этом убедят. Собственно, вот эти все публикации о том, что у нас есть гиперзвуковое оружие, что у нас есть лазерное оружие, что мы тоже занимаемся искусственным интеллектом, они как раз служат тому, чтобы эту их уверенность поколебать, чтобы они не стали слишком в себе уверенными.