Картинка

Авторские материалы «Карпулинг» по-русски – это лохотрон

1 июля 2019, 14:22

Персоны

Сервисы попутчиков введут в законодательные рамки. Минтранс представил проект нового закона для регулирования онлайн-агрегаторов совместных поездок на автомобилях. В частности, среди предложений – оплата только по безналу, не более 2 рейсов в день и не более 5 попутчиков на одну машину. О новых мерах борьбы с полукриминальной стихией подвоза попутчиков – корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов.

Сервисы подвоза попутчиков зовутся модным импортным термином «карпулинг». Но его отечественное воплощение всё-таки ближе к известному русскому слову «лохотрон». Никакого контроля, всё построено на доверии всех участников поездки. Поэтому, констатируют специалисты, в этом вроде бы полезном деле – много обмана. Как со стороны водителей, так и пассажиров. Самый примитивный способ – на сайте выставить самую низкую цену, а потом, уже подъехав к попутчику, заявить, что нужно оплатить багаж. А он выходит очень недешевым. Второй способ, популярный у профессиональных таксистов, – договориться с клиентом о поездке, но ее не исполнить. То есть просто не приехать к месту встречи. В чем смысл такой аферы, поясняют знатоки в соцсетях.

БЛОГЕР: Таксист зачастую пользуется сервисом, чтобы "нагнать" себе трафик. Естественно, за качество услуг они отвечать не собираются. И если даже на «газельках» вы делаете бронь, то вам ее оставляют, здесь брони не будет. Я подъехал на автовокзал – как оказалось, машины не было. Естественно, стоит добавить, что эти аккаунты – фейковые. За ними могут стоять какие-то операторы, которые будут отвечать на звонки, подтверждать заказы. Но на самом деле с такими людьми лучше не сталкиваться. «Симку» легко заменить, а вот таких водителей, к сожалению, наказывать достаточно тяжело.

Третий способ обмана при пользовании сервисами попутчиков – договориться, а потом сообщить, что нашел более выгодных клиентов, готовых заплатить по двойной цене, добавляют блогеры.

БЛОГЕР: Понятно, что водитель «разводит» вас. И даже таких клиентов, может быть, и нет. Или они есть, но они – фейковые. Тем самым водитель просто повышает цены, генерирует трафик. Естественно, он в последний момент вам звонит и предупреждает. Потому что в последний момент люди меньше дают отказов. Потому что им надо ехать, истекает время и так далее.

Очень похожий развод – когда аферистами выступают якобы потенциальные попутчики. На самом деле они – тоже перевозчики, то есть конкуренты, делится печальным опытом в соцсетях один из энтузиастов карпулинга.

Недолгая история отечественного карпулинга знает примеры и жестокого криминала – грабежи, насилия и даже убийства. У всех на слуху история полугодовой давности, когда владелец фейкового аккаунта убил женщину-водителя. С ней он договорился через популярное приложение BlaBlaCar для совместной поездки из Москвы в Тулу. До дома женщина так и не доехала, её машину обнаружили в Ярославской области. Там же задержали и убийцу.

В общем, то, что эта сфера требует какого-то более серьезного законодательного регулирования, признают все операторы транспортного рынка. Минтранс подготовил поправки, среди которых – не более 2 рейсов в день и не более 5 попутчиков. Превысить эти цифры просто не позволит онлайн-сервис. Эта мера, по мнению разработчиков, должна отсечь нелегальных перевозчиков – то есть подпольных таксистов и маршрутчиков, которые при помощи карпулинга осуществляют регулярные рейсы. Ну и, пожалуй, главное – это переход оплаты на безнал, говорит президент ассоциации «Автобусные линии страны» Борис Лоран.

ЛОРАН: Чтобы не деньги зарабатывали на этом предприятии, уводя в «серую» область финансовый поток, уводя пассажиров от автовокзалов и регулярных официальных перевозок, а чтобы всё было по-честному. Понимаете? Чтобы деньги были видны. Потому что от налогов такую массу денег увели в сторону – это же просто преступление! У нас, чтобы вы понимали, до 25% пассажиропотока ушло вот в эти вот субстанции. Просто цель этого закона – никого не «закрывать», а именно разделить попутчиков реальных, которые там кого-то подвозят по дороге, с теми, кто занимается, так сказать, "активным бизнесом".

Правда, ничто не мешает дельцам от карпулинга по безналу получать, положим, 100 рублей, а в карман – еще 1 000. И таких хитростей на самом деле – много. Но все они известны разработчикам законопроекта, предупреждает Борис Лоран.

ЛОРАН: Я не буду вам раскрывать все секреты и технологии, которые разрабатывались в течение года. Одно могу сказать четко: исходя из того, как все эти товарищи ищут бреши в законодательстве, с участием наших общественных организаций, которые объединяют автотранспортников, мы сделали всё, чтобы в эту программу, в саму идеологию, философию исполнения было заложено, чтобы этих брешей не было.

После трагического случая с убийством водительницы BlaBlaCar под Москвой последовали предложения регистрировать на сайтах попутчиков по паспортам. Но пока эту меру посчитали преждевременной. Потому что тогда личные данные сотен тысяч пользователей подобных сервисов могут стать добычей хакеров с последующей продажей этой базы на чёрном рынке.

И еще одна инициатива Минтранса. Он подготовил пакет изменений в «Правила перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом». Один из пунктов гласит, что проходить на свои места можно будет только по оригиналу паспорта. Отсканированные его копии и фото на телефонах проводники не примут.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация