Картинка

Авторские материалы «Заяц» вольный и не очень: когда контролёр не прав

2 июля 2019, 18:03

Персоны

Несчастливый билетик. Электронная система расчётов в городском транспорте порой может давать сбои. Потому пассажир при всем желании не может оплатить проезд. Но этот предлог часто выдумывают и бессовестные «зайцы», пытаясь обмануть контролёра. В каком случае пассажиры правы и какие меры воздействия к безбилетникам могут предпринять контролёры? Обсудим тему с обозревателем «Вестей ФМ» Сергеем Артёмовым.

Когда в столичном наземном транспорте полтора года назад убрали турникеты, пассажиры вздохнули свободно. Прекратились утомительные очереди в переднюю дверь, особенно в часы пик. Всем стало хорошо. И «зайцам» в том числе. Не надо прилюдно перепрыгивать через планки турникета или проползать под ними. Заходи – и езжай. Понятно, что вслед за этим прибавилось и число контролеров. В их руки стали попадать и, вроде бы, вполне добропорядочные пассажиры. Которых подвела электроника или собственная невнимательность.

Чаще всего это происходит, когда в пустой салон автобуса, троллейбуса или трамвая врывается масса пассажиров с оживленной остановки. Все торопятся занять кресла, на бегу махнув картой по валидатору. А то и несколько человек прикладывают их одновременно. В итоге кто-то вообще не коснулся сенсора, а у кого-то система не успела считать данные. Люди глазеют в окна, полагая, что они оплатили проезд. По факту же, они – безбилетники.

Или утром, когда все торопятся на работу, много людей заходит в уже переполненный салон, где физически неудобно развернуться к валидатору. Человек планирует, что на следующей остановке соседи выйдут, станет просторнее – и он рассчитается. Но на следующей первыми входят контролеры. И он – безбилетник в их глазах.

Еще один вариант – как правило, характерный для тех, кто сильно торопится или немного рассеян от природы. Пассажир оплатил проезд. Но куда положил свою карту – в карманы одежды или в бумажник, или в рюкзак, или в сумку – вспомнить не может. Он – формально безбилетник. Потому что подтверждением факта оплаты служит только карта или проездной.

Или же человек прикладывает карту к валидатору, и тот противно пищит. Привлекая внимание и остальных пассажиров, и, что самое неприятное – контролеров. Странно, ведь он еще вчера положил на карту достаточную сумму. Прикладывает еще раз – аппарат опять пищит, а на табло – надпись: «не читается». И контролеры начинают активно работать локтями, пробираясь именно к нему. Потому что он, по их правилам – безбилетник.

Может подвести и модный ныне способ оплаты через PayPass мобильного телефона. Тут слабым звеном оказывается банк или мобильный оператор: либо операция зависла на банковском сервере, либо экспресс-уведомление о списании денег не пришло. И этот случай тоже вписывается в ряд, когда пассажир уверен в своей правоте, но контролер на основании собственных инструкций наказывает его.

Кстати, и наказание бывает разным. Иногда контролер входит в положение невольного «зайца», и все оборачивается шутливым предупреждением. Но чаще разбирательство доходит до неприятных пассажиру моментов. И тут все зависит от того, какой попался контролер.

Если это сотрудник «Мосгортранса» – он может потребовать купить билет у него или у водителя. А если пассажир платить не хочет, то контролер просит его выйти на ближайшей остановке. Вот и вся его компетенция.

Если же контролер представляет учреждение под названием «Организатор перевозок», то все – серьезнее. Он сразу выписывает штраф – 1000 рублей, с заполнением протокола, для чего пассажир обязан предъявить свой паспорт. Более того, когда пассажир заявляет, что паспорт он оставил дома, такой контролер может задержать его и вызвать полицию. Все вместе потом идут в отделение для выяснения личности безбилетника. Штраф все равно оформляется. И его надо оплатить. Не в руки контролеру, это – взятка. А через офис банка или портал госуслуг, или электронное банковское приложение. На это отводится 30 дней. Притом потеря протокола не оправдывает неплательщика. На сайте предприятия «Организатор перевозок» есть образец формы, которую нужно заново заполнить. С указанием всех паспортных данных человека.

Неуплата в течение месяца автоматически увеличивает штраф вдвое, и взыскивать его будут уже судебные приставы. С добавкой исполнительного сбора в 7% – 140 рублей.

Сами контролеры часто возражают пассажирам, которые до конца бьются за свою правоту: «Все равно платите, а потом – идите оспаривайте в суд». Юридически это будет правильный ход, но довольно утомительный, замечает адвокат Владислав Кочерин.

КОЧЕРИН: На практике это – сложно, поскольку необходимы специальные юридические знания, и лицу неподготовленному, неопытному это может быть достаточно проблематично. Поэтому приходится прибегать к услугам юристов, адвокатов, которые помогают составлять документы и представляют интересы в суде, и это занимает кучу времени, и трата средств происходит. А результат в виде отмены штрафа в 1000 рублей не в полной мере компенсирует трату времени и судебные расходы, которые, кстати, тоже должны возмещаться, но, как правило, возмещаются не полностью. Потому, в большинстве случаев, если это – не вопрос принципа и нет финансовых возможностей этим заниматься, как правило, граждане не обжалуют эти постановления в силу их малозначительности. И в судах мы практически не видим таких дел об оспаривании штрафов.

Что же можно оспорить, если получается, что контролер почти всегда прав? Но те же задержки в работе банка или оператора связи – не проблема пассажира, который пользуется PayPass смартфона. Не проблема пассажира, если он положил деньги на расчетную карту, и даже есть чек, но валидатор не опознал ее. Да, может быть нахождение карты рядом с телефоном или другим источником электрического поля как-то повлияло на чип внутри ее. Но на карте нет указаний правильного хранения, которые нарушать нельзя.

Поэтому надо собственную внезапную беспричинную головную боль превратить в проблему для самого контролера, продолжает Владислав Кочерин.

КОЧЕРИН: Надо узнать, кто начальник над органом, который привлекает вас к ответственности? И обратиться туда с жалобой. Это – самый простой и легкий способ для обжалования, не занимающий много сил и времени. Второй вариант – обращение с жалобой в прокуратуру, которая должна разобраться и принять какое-то решение по данному вопросу, либо – применить меры прокурорского реагирования.

И готовить такую жалобу надо быстро. В ней указать номер транспортного средства, фамилию контролера, который выписал штраф и номер квитанции. А дальше – привести свои доводы, которые требуют отмены постановления. Причем доводы не эмоциональные, а со ссылкой на нормативные документы – например, те же правила пользования общественным транспортом. И все свидетельства пассажира своей невиновности также нужно приложить к этому заявлению. Оно отправляется заказным письмом с уведомлением о вручении. Учреждение «Организатор перевозок» обязано вынести решение в течении 10 дней.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация