Авторские материалы Опоздание – авиакомпании дороже

19 июля 2019, 17:28

Персоны

Авиакомпании обяжут возвращать пассажирам часть стоимости билетов за опоздание рейсов. В среднем штрафы в пользу клиентов вырастут в 10 раз и составят около 250 рублей за каждый задержанный час. Новые правила будут жестче, чем в других странах. Например, в России денежная компенсация будет положена не только за то, что чемодан был утерян, но и за то, что был доставлен позже срока. Как получить эти деньги, разбирался обозреватель «Вестей ФМ» Валерий Емельянов.

Штрафы для авиакомпаний за опоздание рейсов перепишут в пользу пассажиров. Соответствующие поправки уже внесены в Госдуму. Если сейчас за каждый час задержки полагаются символические 25 рублей, то по новым правилам будут брать 3% стоимости билета в час. Чем длиннее предстоящий полет и дольше задержка, тем дороже опоздание для авиакомпании и выгоднее для пассажира. Депутаты уже подсчитали, что при средней стоимости билета на внутренний рейс около 8000 рублей россияне, чей самолет не вылетел вовремя, будут получать около 250 рублей за каждый час ожидания. Это в 10 раз больше, чем было раньше, но пока еще меньше, чем платят за опоздание рейсов на международных маршрутах. Например, в Европе компенсация за опоздание составляет до 600 евро, и выплачивают ее по простой процедуре, то есть без хождения по судам. Комментирует пиар-менеджер aviasales.ru Янис Дзенис.

ДЗЕНИС: Достаточно четко определен алгоритм всеми европейскими регламентами по принципу «делай раз, делай два, делай три». Все формы стандартные и висят на сайтах. Плюс у них рынок компенсаций стал действительно рынком, потому что вокруг него выросла куча юридических стартапов, которые максимально «уберизировали» процесс получения компенсации. По сути, ты просто прикладываешь в письме свое бронирование, а все остальное происходит автоматически.

В России пока что компенсации (даже те самые символические 25 рублей) получить непросто. Согласно авиационным правилам, задержка до 2 часов опозданием не считается, и выплата за нее не положена. Кроме того, существуют неденежные компенсации за опоздание, которые все компании стараются соблюдать, и поэтому пассажиры редко требуют от них что-то сверху. Речь о бесплатном питании, напитках и спальных местах – перевозчик все это предоставляет в России по умолчанию, если рейс задержался больше, чем на 2 часа.

Единственное, за что раньше невозможно было получить никакого возмещения, – это задержка багажа. Потеря – да, компенсируется по стоимости вещей или по весу. Но вот требовать денег за то, что, например, чемодан улетел на день позже, в России пока нельзя. По новым правилам будет можно. 3% стоимости билета должны будут вернуть за каждый час опоздания багажа. Причем вне зависимости от того, была это вина авиакомпании или аэропорта. Рассуждает авиаэксперт и редактор сайта aviablogger.com Константин Парфененок.

ПАРФЕНЕНОК: Да, действительно чаще всего потери происходят по причине того, что при пересадке багаж плохо обработали или при сдаче, или потеряли при выдаче. Но если посмотреть на этот вопрос с юридической точки зрения, за перевозку багажа отвечает авиакомпания. Она берет на себя все риски. Это их внутренние взаимоотношения. С юридической точки зрения ответственность лежит на перевозчике, это он должен обеспечить доставку пассажира и багажа.

Если следовать новым правилам, то пассажир сможет получить деньги за любую задержку рейса, в том числе форс-мажорную. Виноват аэропорт (недавно был большой сбой с багажом в Шеметьеве) – платит авиакомпания, а потом сама разбирается с аэропортом. Возникла нештатная ситуация на борту (буквально накануне на рейсе Ереван-Москва людей эвакуировали из-за дыма) – платит авиакомпания, а затем ищет виновных в этой ситуации. Конкретно в случае с рейсом на Ереван пассажиров отправили на 4 часа позже срока. Соответственно, по новым правилам каждый из них мог бы получить примерно по 1000 рублей обратно из 15 уплаченных за полет. Но это – условный минимум, потому что есть ряд нюансов: штраф привязан к стоимости билета. И получается, что пассажиры бизнес-класса смогут получать в разы большие компенсации, чем все те, кто летят в экономе на том же самолете. Этот пункт вызвал критику со стороны Минтранса и авиакомпаний, которые намекают, что им, возможно, придется поднять и стоимость билетов.

Впрочем, Константин Парфененок к этим предупреждениям относится скептически: в России авиакомпании летают гораздо пунктуальнее, чем за рубежом, соответственно, больших расходов на штрафы у них не бывает.

ПАРФЕНЕНОК: Если взять большую четверку авиаперевозчиков, то у них довольно высокие рейтинги по актуальности выполнения рейсов. Большинство рейсов (от 80 до 90%) выполняется по расписанию. Я бы сказал, что за последние годы авиакомпании усвоили, что летать вовремя – это гораздо выгоднее для них как с точки зрения бизнеса, так и отношения с пассажирами.

Поправки, которые сейчас рассматривают в Госдуме, вводят не только фиксированные штрафы, но и дают возможность «засудить» авиакомпанию за то, что опоздание стало причиной убытков, несвязанных с полетом. Например, если задержка привела к тому, что пассажир не попал на работу, был оштрафован или как-то иначе потерял в деньгах. Правда, юристы говорят, что эти дополнительные компенсации взыскать с компаний будет гораздо сложнее. Добровольно они платить не будут, и придется доказывать в суде, что именно из-за ее переноса рейса возникли убытки, проблемы или моральный ущерб.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация