Авторские материалы Полис есть, а выплат нет
Персоны
Страховые отказывают автовладельцам в компенсации по ОСАГО за разбитый автомобиль: не нашли полис в электронной базе ОСАГО. Дело в том, что страховщики по разным причинам не вносят в эти базы все положенные идентификаторы транспортного средства. Например, внесли "вин", но не внесли госномер. Из-за этого покрытие ущерба в ДТП по автогражданке стопорят. Что делать попавшему в аварии в таких ситуациях, разбирался Сергей Гололобов.
Странная история, датируемая ноябрем нынешнего года. В оставленную на парковке машину влетел кроссовер каршеринга и скрылся. Виновника ДТП все же установили. Закрутилось страховое дело. Но в выплатах ОСАГО пострадавшей стороне отказали. Проверка каршеринговой машины в Национальной страховой информационной системе (сокращенно НСИС) показала, что страховка имеет статус "Прекратила действие". Ну, то же самое, что ее и нет. В таких случаях деньги за ущерб можно требовать только непосредственно с виновника аварии и, скорее всего, через суд.
Впрочем, каршеринговая компания утверждала, что страховка есть. Выписан новый полис. Но почему-то в НСИС его не нашли. Потом выяснили, что по первой страховке в базу был внесен госномер каршерингового транспортного средства, а по второй – вин-номер. Но вбивали-то при поиске госномер, а его в базе не было, соответственно, не обнаружили и сам полис. Такая проблема часто возникает с совсем новыми или с перекупленными автомобилями, которые не успели зарегистрировать, а поэтому у них еще нет госномеров, пояснил заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов.
ЕФРЕМОВ: Бывает такая ситуация, если мы говорим об ОСАГО. Если новый автомобиль, и человек страхует, для того, чтобы ему доехать до пункта ГИБДД и поставить автомобиль на регистрацию, ему все равно нужно по дороге ехать, он может купить полис ОСАГО. И у него будет автомобиль застрахован в полисе ОСАГО по вину, и в НСИС будет, конечно, информация без госномера, только по вину. Но когда он получил госномер, он должен сообщить в страховую компанию о том, что у него такой госномер, а он купил полис ОСАГО; она добивает этот госномер непосредственно уже в НСИС. И тогда в НСИСЕ будет и вин, и госномер.
Казалось бы, по логике, достаточно вбить любой идентификатор транспортного средства, хоть вин, хоть номер кузова, хоть госномер – и все остальные данные на машину подгружаются автоматически. Ведь именно так происходит в базе данных ГИБДД, да и на "Госуслугах" тоже. Но для страховой базы, судя по всему, пока не так. ГАИ присваивает госномер, а страховщики об этом не узнают. Не просто ведь так автомобилисту дается, повторим, три дня на то, чтобы лично, в инициативном порядке, уведомить своего страховщика о получении госномера. А он уже внесёт в НСИС.
Дедлайн для решения проблемы – ноябрь будущего года. Именно тогда должны ввести автоматическую проверку ОСАГО через дорожные камеры. Ведь если данные в страховую базу внесены некорректно, то каждый день будет приходить штраф за отсутствие полиса гражданской ответственности. А это грозит массовым недовольством автомобилистов и валом судебных исков. Ну, а что касается ситуаций, когда при ДТП один из автомобилей не имеет ОСАГО, то при его оформление специалисты советуют покупать расширение, так называемое КАСКО от бесполисных. По сравнению с большим КАСКО, оно совсем недорого. По нему страховая компания возместит убытки пострадавшему в аварии в случае отсутствия ОСАГО у виновника.