Стратегия «Все конфликты в Киргизии уходят корнями в противостояние севера и юга»
Персоны
О событиях в Киргизии, 11-ой годовщине начала войны в Грузии, украинской политике и многом другом. Гость Анны Шафран в студии «Вестей ФМ» – председатель Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников.
КАЛАШНИКОВ: Для большинства населения, кто не так глубоко погружен в политику, это всё неожиданно. Но для тех, кто ближе к этим странам и взаимоотношениям в них, конечно, это, к несчастью для нас, будем говорить, было несколько ожидаемо. К несчастью, потому что эта страна – Киргизия – для нас довольно близкая страна, с которой у нас очень хорошие отношения, несмотря, кстати, на разных президентов, совершенно разных, разные отношения, последние, я, бы сказал, лет 15 точно выстроены и в военно-политическом, и в геополитическом. И я всегда это воспринимал очень положительно, тем более что это одна из немногих стран, где русский язык является официальным языком и включен в конституцию в этой связи.
Но тем не менее, почему «к несчастью, ожидаемо»? Потому что вы, наверное, помните, и первый президент Акаев, который нашел у нас убежище, живет сейчас здесь, пришлось ему оттуда уезжать, будем так говорить, под большим давлением. И следующий президент, который сейчас живет в Белоруссии. И вот, к сожалению, эта смена властей не происходит мягко, как это научились делать в некоторых других странах. Это, к сожалению, уходит корнями в некоторые противоречиями между севером и югом населения этой страны. В конце концов, почему эти события, так или иначе, разворачивались уже на протяжении года, даже больше, наверное, оценивалось мною, например, по тем задержаниям, арестам, которые произвел нынешний президент. Он арестовал, под арестом находится там несколько вице-премьеров и даже два бывших премьера. И все это рано или поздно выливалось в СМИ с обвинениями в адрес бывшего президента, что мол он потворствовал, он влиял и так далее.
И парадокс заключался еще и в следующем: Атамбаев, уйдя с поста президента, пробыв там всего один срок, что не характерно для азиатских стран, в частности, сказал о том, что он не будет дальше выдвигаться на пост президента. И сам выдвинул нынешнего президента в качестве вероятного приемника. Ну, тем не менее, произошел некоторый конфликт интересов, связанный – вот еще раз, мне кажется, проходящий между югом и севером. Я оцениваю эти события как бы все-таки кому бы это не хотелось – внутреннее дело этой страны. И я видел, какие предпринимал усилия для того, чтобы это не вылилось на улицы наш президент Путин. Он встретился и с президентом нынешним, когда тот летал в зарубежную командировку свою, и буквально через несколько дней встретился с Атамбаевым. И попросил, прямо это сделал под камеры, Атамбаева все-таки соблюдать определенные, мне кажется, правила игры, и помогать, как он сказал тогда, Владимир Владимирович, делать все для того, чтобы скоординировать общество под руководством нынешнего президента. Но в то же время попросил, и как бы в его выступлении я это увидел, эти нотки, не доводить до дестабилизации ситуации. Еще раз говорю с удовлетворением, что наши связи с Киргизией находятся на очень высоком уровне.