Авторские материалы Альтернативные методики воспитания: секты или индивидуальный подход?
Персоны
Секта с пелёнок: в Перми после проверки Роспотребнадзора приостановили работу частного детсада, работающего по вальдорфской системе. Адептов этой методики многие специалисты считают сектой – учение имеет оккультные и религиозные корни. В некоторых учреждениях детей приучают читать странные молитвы и исполнять ритуальные танцы. Почему такие заведения продолжают работу? И как в попытке найти место для гармоничного развития ребенка не отправить его в сомнительную общину? Разбиралась корреспондент «Вестей ФМ» Александра Писарева.
Вместо утренней зарядки – особые ритмические упражнения. Вместо ярких пластиковых игрушек – только предметы из дерева, кожи, шерсти и других экоматериалов. Всё направлено на развитие чувств и творческого начала. В России, по некоторым данным, 60 детских садов, работающих по вальдорфской системе. И примерно в 2 раза меньше школ. Хотя она предполагает плавный переход из одной ступени в другую. В противном случае сразу выплывают значительные минусы подобного образования. К примеру, считается, что к чтению и письму ребенок не готов до 12 лет.
Системе – больше 100 лет. Заведения есть в 70 странах. Однако споры вокруг неё идут, не прекращаясь. Основной аргумент критиков – у учения оккультные корни. Это педагогическое ответвление религиозно-мистического учения Рудольфа Штайнера – антопософии. Ученикам нарочно затягивают детство, говорит профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект Александр Дворкин. Чтобы получить идеальных новых адептов учения, пока ребёнок остаётся в саду или школе, идет обычная для сект подмена понятий. И у детей, и у родителей.
ДВОРКИН: Вначале говорят, что ребенку дадут элитное образование, потом, когда ребенок начинает там заниматься, говорят, что в принципе всё образование – достаточно плохое и должно быть совсем другим. То есть ребенка, например, нельзя до 10-летнего возраста учить читать и писать, потому что это вредно. Бесконечные занятие эвритмикой – такие медленные движения под музыку. Обычно, если платишь, кажется, что это – стоящие вещи. Покуда ребенок там, родителям полностью меняют установки – мол, зачем вообще образование нужно?
Стоит год в детсаду от 100 000 до 300 000 рублей – в зависимости от города. Но в заявленных принципах нередко разочаровываются даже те родители, которые изначально проникаются идеей. Вот сообщение с одного из форумов: «За 21 000 кормили откровенной дрянью. Первую неделю ходила с ребенком на весь день. Воспитатели не утруждают себя наблюдением за детьми на прогулке. В группе не давали бегать, все время усаживали на деревянные скамеечки. Игрушек почти не было. Сидели на лавочках и слушали какие-то песни, которые им напевал воспитатель. Звали по именам тоже нараспев. На мой взгляд, сама идея – хорошая, но мы попали, видимо, к не очень здоровым людям. И правда – напоминает секту. Ищите педагогов, которые действительно понимают, о чем идет речь».
Работу детсада в Перми приостановили из-за того, что у детей не было кроватей – они спали на полу, постельное белье меняли редко, а еда хранилась с нарушениями. Такое "стремление к естественности" не оценили. Хотя дело, может быть, не в самой идее, а в реализации.
Про разные сады и школы пишут, что детей заставляют читать молитвы перед едой. На выездных мероприятиях – бесплатно работать: убирать на фермах и так далее. Возможно, создатели таких учреждений не разделяют философию, а просто пытаются заработать на модных веяниях. Зачастую современные родители не хотят просто растить детей, им нужны методики – вальдорфская, Монтессори, Никитиных, Домана и так далее, говорит доктор психологических наук Мария Киселева.
КИСЕЛЁВА: Из-за того, что люди плохо себя чувствуют, не знают, чего они хотят, не понимают, что они из себя представляют, им требуются постоянно такие методики – как вообще жить, в том числе как воспитывать детей. Потому что мы понимаем, что раньше наши бабушки воспитывали по наитию. И были и гении, и неудачники. Сейчас пропорции не меняются, более-менее все вырастают и становятся средними нормальными людьми. Но так как средними быть не модно в последнее время, сейчас все – к максимализму. Человек должен быть сверхчеловеком, ребенок должен чем-то отличаться от других.
Иногда методики оказываются даже вредны – как минимум для семейных отношений: родители ждут сверхотдачи, если вкладывают деньги и усилия, а её нет.
Плоды пожинают и дети. Неумение читать и писать к 7 годам можно пережить безболезненно, если пойти в вальдорфскую школу. Но вальдорфских институтов не существует, поэтому молодые люди оказываются не готовы к системе оценок и подачи знаний и в целом к современной реальности вне изолированного круга.
Тем не менее специалисты находят во многих альтернативных методиках главный положительный момент: индивидуальный подход и стремление услышать ребёнка.